Top.Mail.Ru

Покоряя время

17.04.2006

 Тора называет мацу лехем они, что часто переводится как «хлеб бедного человека». Ее простота напоминает нам о рабстве евреев в Египте и простом хлебе, который являлся пищей рабов. Известно, что в Средние века заключенные ели мацу вместо хлеба.

Это является важной частью внутреннего смысла мацы, но необходимо отметить, что более точным переводом термина лехем они является не «хлеб бедного человека», а «бедный хлеб». Чем же хлеб может быть беден?

Маараль из Праги, прославленный мистической комментатор, объясняет, что бедность мацы проявляется в недостаточном количестве ее ингредиентов: она состоит только из муки и воды, и в ней не хватает тех важных составляющих, которые присутствуют в обычном хамеце, хлебе на дрожжах.

Какого ингредиента не хватает? — Времени.

Подчеркивая это значение мацы, Тора объясняет, что заповедь питаться ею коренится в стремительности исхода евреев из Египта, из-за которого у них не хватило времени на то, чтобы хлеб поднялся.

Тем не менее, заповедь есть мацу является чем-то большим, нежели просто память об историческом событии. В чем же заключается более глубокое значение, заложенное в хлебе, сделанном на скорую руку?

Чтобы найти ответ, необходимо задать еще один, последний, вопрос. Зачем Всевышний запланировал все так, чтобы евреям пришлось покинуть Египет в такой спешке? Б-г мог спланировать Исход так, как Ему бы захотелось. Разве было бы меньшим чудом, если бы все смогли просто уйти из Египта? Тогда хватило бы времени на то, чтобы мы смогли неспешно наслаждаться спокойным и приятным седером, состоящим из семи блюд, вместо поспешного поедания мацы.

Ответ приводит нас к тайне мацы и началу нашего многовекового искушения. Помните, когда вы были ребенком, мама привела вас в огромный торговый центр? Самой яркой точкой поездки оказался эскалатор — потрясающий механизм, который очаровывает каждого ребенка. Если бы мама позволила, вы бы ездили вверх-вниз с утра до вечера. И, стоя внизу и наблюдая за спускающимися людьми, вы думали… а что если идти вверх по движущемуся вниз эскалатору? Вы пробуете. Пробегаете несколько ступенек вверх. Задыхаетесь, отдыхаете несколько минут, а потом снова оказываетесь в самом низу — там, откуда начинали. Вы снова бежите наверх и обнаруживаете, что если вы обычным шагом пойдете вверх по бегущей лестнице, то сможете оказаться в том же относительном положении. Будучи человеком амбициозным, следующей своей целью вы ставите подняться по этому эскалатору, вы бежите быстрее и быстрее, только бы достичь верха, несмотря на то, что вас тянет вниз.

Маца — это что-то вроде покорения движущегося вниз эскалатора. Изготовление ее — это попытка двигаться быстро и против часовой стрелки. Посетив фабрику по изготовлению мацы, вы убедитесь в том, что при ее изготовлении необходим профессиональный конвейер, в котором у каждого будет определенная роль и в котором все должны работать быстро и сообща. Если маца не окажется в печи через 18 минут, тесто поднимается и превращается в «хамец».

Маца — это физический результат завоевания времени, восхождения в сферу, стоящую выше времени и превосходящую естественные законы закваски.

Следовательно, маца является физическим результатом завоевания времени, восхождения в сферу, стоящую выше времени и превосходящую естественные законы закваски. Неудивительно, что фразу «ты должен следить за мацой» мудрецы понимают как «ты должен следить за мицвот» (в «заповедях», в стихах эти слова пишутся одинаково). Так мудрецы учат тому, что если у человека появляется возможность выполнить мицву, то нужно ее незамедлительно выполнять, а не ждать, пока «тесто поднимется».

В первой заповеди, которую получили евреи, говорится, что в обязанности еврейского суда входят освящение нового месяца и определение количества его дней. Та же самая заповедь была дана во время Исхода, и это свидетельствует о том же самом: вместо того чтобы жить во времени, мы можем возвыситься над ним; можем контролировать время, а не позволять ему контролировать нас.

Внутренний смысл, послание, заключенное в маце, состоит в следующем: чтобы возвыситься в этом мире, нельзя быть статичным. В самом названии песах заложена необходимость быть выше системы, обходить ее, превосходить ее, а не оставаться внутри рамок и жить в соответствии с правилами времени и природы.

Жизнь обладает своей силой тяжести, и если мы не будем активны в достижении своих жизненных целей, то поедем вниз по эскалатору. Действуя стандартно и заурядно, мы, в лучшем случае, просто останемся на месте, поскольку наша деятельность лишь нейтрализует направленное вниз движение. Тайна «бедного хлеба» заключается в том, что необходимым условием нашего спасения и освобождения является отход от уз времени и собственной ограниченности. Исход должен был быть быстрым — настолько быстрым, чтобы противоречить даже естественному процессу закваски хлеба. Все это требует особых усилий.

Сила едущего вниз эскалатора настолько мощна, что подчас мы даже не осознаем, что находимся под ее действием. Общество втягивает нас, хватает медвежьей хваткой, заставляет плыть по течению. А необходимость сделать нечто такое, что делает тебя отличным от других, вызывает сомнение и нерешимость. Тот, кто жертвует принципами в пользу приспособления, ничем не отличается от живущего «в рамках времени». И потому находится под контролем внешних сил.

И наоборот, противодействуя времени и силе общества и отстаивая свои убеждения, человек собственным примером показывает, что такое «возвышение над временем», над силой природы. Оно дает нам уверенность при определении собственного направления, собственных действий и взгляда на мир, что, в свою очередь, обусловливает наши идеалы, отличные от zeitgeist, духа времени.

Неудивительно, что в Устной и Письменной Торе часто упоминаются великие личности, которые, в результате личного завоевания времени могли контролировать его и совершать чудеса. Они смогли возвыситься над законами времени и природы.

Маца символизирует победу, рождается благодаря ей и свидетельствует о завоевании времени и природы.

Маца олицетворяет многовековую историю евреев. Это оружие, которое на протяжении веков позволяет нам противостоять социальному давлению, вынуждающему нас отказаться от собственного пути. Это история стойкости, многовековая битва с антисемитизмом и агрессивно настроенным окружением.

Маца дала евреям возможность процветать в любом обществе, завоевывать природу и противостоять внешним силам, которые делают ассимиляцию такой привлекательной. История мацы — это история восхождения, обхождения, направленного на продолжение еврейского образа жизни. Многие задаются вопросом: случайно ли то, что маца зачастую являлась предметом нападок и наветов на евреев? Эти наветы веками совершались и совершаются под странным предлогом: маца, мол, делается из крови нееврейских младенцев. Возможно, наветчикам известно, что более глубокое значение мацы и является секретом нашего выживания.

Раввин Даниэль Барон

{* *}