Top.Mail.Ru

В плену

01.08.2006

Надежда заставляет жить

Заповедь выкупить пленного еврея считается одной из важнейших и первоочередных. Рамбам пишет: «Нет более доброго дела, чем выкупить пленного, ведь он голоден, жаждет, раздет и жизнь его постоянно в опасности».

Праотец еврейского народа Авраам не стремился воевать. Он имел и знатное происхождение, и богатство, но целью своей жизни считал распространение знания о едином Б-ге, для чего поселился в пустыне и угощал путников, в качестве платы прося, чтобы они благословили Всевышнего. В те времена население Земли было немногочисленным и единственная существовавшая цивилизация фактически состояла из нескольких воевавших между собой городов-государств. Авраам не принимал участия в этой войне, пока его племянник Лот не попал в плен. И хотя отношения между Авраамом и Лотом были натянутыми, Авраам, получив известие о пленении Лота, немедленно поспешил нему на помощь и освободил силой, одержав победу над армией противника.

Плен, с точки зрения еврейского закона, считается серьезнейшей опасностью для человека, и тот, кто откладывает выкуп пленного хотя бы на час, сравнивается с убийцей. Для выкупа пленных разрешено пользоваться деньгами, отведенными на благотворительность или на постройку синагоги, для этой цели разрешается даже продать свиток Торы.

У выкупа есть очередность — учителя надо выкупить прежде отца, женщину — прежде мужчины, муж обязан выкупить жену, даже если это не записано в свадебном контракте. Но свою мать дети должны освободить в первую очередь.

На протяжении всей своей истории еврейский народ прилагал огромные усилия, чтобы выкупать своих пленных. Собранные средства посылались в города, где существовали большие рынки рабов — в XI – XIII веках в Александрию, в XVI – XVII — в Кушту, объединенными усилиями всех общин старались выкупить каждого попавшего в плен еврея. В Каирской генизе нашлось множество документов, свидетельствующих о тщательном исполнении общинами этой заповеди.

Хотя для освобождения пленных делалось все возможное, евреи никогда не нарушали правила Мишны: «Не выкупают пленных за сумму большую, чем это должно стоить». То есть, существует верхняя граница цены, которую можно заплатить за пленного.

Это звучит жестоко, однако за кажущейся жестокостью стоит опыт поколений. Готовность заплатить любую цену могла подвигнуть похитителей на охоту за новыми жертвами и на постоянное повышение суммы выкупа. Это разорило бы общины и создало бы ситуацию, при которой за пленных уже не смогли бы платить, что приводило к их убийству.

История Махарама

Самый известный случай применения на практике этого правила произошел с рабби Меиром бен Борухом из Ротенберга (1215 – 1293), духовным лидером ашкеназского еврейства во второй половине XIII века, одним из составителей «тосфот», величайшим галахическим авторитетом и поэтом. В 1286 году он был схвачен германскими властями и приговорен к тюремному заключению. За его освобождение потребовали огромную сумму, и евреи были готовы ее заплатить, но Махарам запретил им делать это и семь последних лет своей жизни провел за решеткой.

Даже смерть не освободила его из рук корыстолюбивых немцев: тело покойного не разрешили похоронить по еврейскому обряду. Только через 14 лет после его смерти состоятельный еврей Александр Зискин Вимпен отдал все свое имущество в обмен на разрешение похоронить рабби Меира по-еврейски. Взамен он лишь пожелал после смерти быть похороненным рядом с праведником.

Как ведет себя в подобных ситуациях еврейское государство? Его отношение к вопросу освобождения пленных претерпело весь спектр изменений — от категорического отказа подчиняться требованиям террористов, захвативших заложников, и установки применять силу для их освобождения, до формулы, выведенной Рабином в 1976 году, незадолго до операции «Энтеббе»: «Если есть возможность освободить заложников путем военной операции, даже подвергая опасности жизни людей, надо это сделать — любой ценой и в любом месте мира. Если нет такой возможности, надо вести переговоры».

Успехи и поражения

Операция «Энтеббе» прошла успешно. Но случались и неудачи: в Маалот в 1974 году (24 убитых, среди которых 21 ученик, и 70 раненых); в гостинице Савой в 1975-м (7 заложников и трое солдат убиты); в Бейт-Шеане в 1975-м (террористы убили заложников в захваченном доме).

Однако со временем проблема освобождения пленных из стратегической превратилась для государственных деятелей во внутриполитическую. Лидеры стали заботиться о своем имидже и поддаваться давлению семей заложников.

В июле 1968 года террористы захватили самолет компании «Эль-Аль» и посадили его в Алжире. В обмен на освобождение заложников были выпущены десятки террористов, а также выдано несколько тел. После этого были освобождены 70 ведущих террористов, все осужденные к смерти или пожизненному заключению, в обмен на тело солдата Авраама Амрама, погибшего в 1978 году. Ответственными за это решение были премьер-министр Менахем Бегин и министр обороны Эзер Вейцман. Как в первом, так и во втором случаях личности освобожденных террористов держались правительством в тайне. Правда вышла наружу только после того, как ФАТХ опубликовал их имена, портреты и послужные списки.

Самая унизительная для Израиля сделка такого рода была совершена в 1985 году, когда в обмен на троих солдат, попавших в плен во время ливанской войны, были освобождены 1150 террористов. Тогда террор получил не только моральное оправдание, но и свежие силы. Согласно исследованиям, освобожденные из израильских тюрем террористы стали главной движущей силой интифады.

Война, которая ведется сейчас, началась из-за того, что трое солдат были взяты в плен. Надо надеяться, что террористы сумеют усвоить урок, который им на этот раз преподало израильское правительство, и поймут, что похищать людей — совсем не такое выгодное, легкое и безопасное занятие, как им показалось вначале.

Сима Кориц

{* *}