Top.Mail.Ru

Наши мертвые нас не оставят в беде

10.08.2006

uuu.jpgОчень трудно писать о войне во время войны. Потом, когда она закончится, отделить главное от второстепенного, великое — от смешного, дать правильную оценку действиям и событиям будет легче. И чем больше времени проходит, тем легче это сделать. И самая «правильная», устоявшаяся и бесспорная точка зрения появляется лишь тогда, когда уже почти не остается очевидцев и современников, затеняющих картину ненужными деталями, своими частными, никому не интересными мнениями и теориями, выработанными в условиях недостатка информации. Историческая перспектива — великая вещь, но у нас, евреев, всегда есть возможность воспользоваться перспективой собственной истории, чтобы правильно оценить происходящее.

Оглядываясь сегодня на времена начала создания государства, невозможно не заметить, что участники тех событий были преисполнены сознанием величия момента и чувством осуществления пророчеств. В пыли хамсинов и пылу борьбы за место на автостоянке это мироощущение почти пропало, и на смену ему пришли усталость от войн и мечты о спокойной и благополучной жизни, хотя бы в рамках отдельно взятой квартиры.

Но не надо забывать о том, что эта война евреев с потомками Ишмаэля, арабскими народами, была предсказана давным-давно.

В книге «Зогар» (гл. «Шмот», 32а) сказано: в заслугу за то, что дети Ишмаэля выполняют волю Всевышнего и делают обрезание, Всевышний «отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но успеха не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья, ниспосланная им в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля», — говорит раби Хия.

Любавичский ребе убеждал евреев совершать заповедь обрезания, аргументируя свою просьбу тем, что это будет поставлено еврейскому народу в заслугу и позволит евреям овладеть Святой землей.

Мы живем во времена, близкие к осуществления пророчества: «…Еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими (там)…» (Зхарья, 8:4,5).

Еврейский календарь отсчитывает 5767 год от сотворения мира, и к началу седьмого тысячелетия, согласно нашим представлениям, Мошиах в любом случае должен прийти, мудрецы же считали, что он придет раньше. Про эти времена Рамбам писал:

«Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий (во времена Машиаха) и деталях того, что произойдет» (Мишне Тора, Законы о царях и о войне).

Зато о войнах, которые будут происходить во времена Мошиаха, Рамбам говорит гораздо увереннее: «Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах».

Еврейская традиция различает два вида войны: милхемет мицва и милхемет решут, то есть война, являющаяся заповедью, и война, согласно принятому властями решению. Рамбам пишет: «Царь прежде всего ведет заповеданную войну. Какая же война заповедана? — Война против семи народов (заселявших землю Кнаан), война с Амалеком и оборонительная война против врагов Израиля; и лишь затем — войны по желанию, то есть войны за расширение границ Израиля и чтобы возвеличить его».

«Никогда не начинают войны, не призвав предварительно противника к миру. Так полагается во всех войнах, ибо сказано: “Когда подступишь к городу, чтобы завоевать его, призови его к миру”. Если противник отозвался и принял на себя “семь заповедей”, обязательных для “сынов Ноаха (Ноя)”, его не убивают, но облагают данью».

«Как в заповеданной, так и в войне дозволенной, назначают коэна, который должен обращаться к народу во время войны, и мажут его елеем. Такой коэн называется “помазанником войны”. Когда войска уже собрались и двинулись к месту битвы, встает “помазанник войны” на возвышение, а войска — перед ним, и он обращается к ним: “Слушай, Израиль! Вы идете сегодня на бой с вашими врагами. Да не смягчатся сердца ваши! Не страшитесь их и не уступайте им, ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами воевать с вашими врагами, спасти вас”».

Сима Кориц

{* *}