Top.Mail.Ru

Гог, Магог и я

16.08.2006

gameswithgod.jpgВ одном из эпизодов израильского фильма «Тиронут» младший командир играет с солдатом в шахматы. Ставит на доску тяжелую фигуру: «Гог». Еще одну: «Магог». А посередине — пешку: «А это — ты!»

Последняя война заставила многих задуматься: а не является ли она началом новой эпохи в истории человечества? Не есть ли это та самая война «Гога и Магога», о которой пишет Рамбам: «Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога»?

Но при этом: «Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, (говорящие о Машиахе), и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий (во времена Машиаха) и деталях того, что произойдет».

Однако из-за того, что, как пишет Рамбам, «и не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Машиахе. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним. И не следует ему заниматься вычислением сроков прихода Машиаха. Сказали мудрецы: “Да отлетит душа от тех, кто вычисляет сроки (прихода Машиаха)!” (Сангедрин, 976). Следует просто ждать его и верить, что произойдут те основные события, которые мы описали», изучением этих пророчеств мало кто занимается, иной раз приходится сталкиваться с совершенно извращенными представлениями о том, какие именно события предсказаны.

В сочинении «Послание в Тэйман, или Врата надежды» Рамбам пишет:

«Воистину обещано нам Творцом через пророков наших, что Он не даст нам погибнуть и не истребит нас и что во веки веков мы не перестанем быть народом благочестивым. И как не уничтожима реальность Пресвятого, благословен Он, так же не уничтожимы мы, как сказано: “Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не погибли…” (Малахи, 3:6).

А также было возмещено нам Благословенным, дабы поддержать и укрепить нас, что Он никогда не возгнушается нами в целом (всем нашим народом), несмотря на то, что мы гневили Его, нарушая Его заповеди: “Так сказал Всевышний: как нельзя измерить небеса вверху и изведать основания земли внизу, так и Я не отвергну все потомство Исраэля за все, что совершили они, — слово Всевышнего!” (Ирмейа, 31:36)

То же самое обещано нам в Торе через Моше, учителя нашего, да пребудет он в мире: “Но и при всем этом, когда будут они в земле врагов своих, не отвергну Я их и не возгнушаюсь ими (настолько), чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я — Всевышний, Б-г их” (Ваикра, 26:44)».

По поводу же пророчеств вообще существует принцип, согласно которому добрые пророчества обязательно должны исполняться, а вот превещающие несчастья — нет, поскольку народ может раскаяться и тем самым отменить приговор.

Так, Саадья Гаон в «Верованиях и мнениях» говорит: «Всевышний прогневался за нас на грехи наши и потому отправил нас (народ Израиля) в галут (изгнание)». Но время изгнания и наказания должно закончиться, и избавление произойдет по одному из двух сценариев — если народ раскается, то легко, быстро и раньше назначенного срока.

В случае же, если народ не раскается, «Всевышний установит им царя, чьи постановления тяжелее постановлений Амана-злодея, и все равно они (народ Израиля) раскаются и придет время Избавления» (Эмунот веДеот, 8; 5). Но перед этим «придет на народ огромное бедствие в то время, и хуже всего будет окончательная порча отношений с другими государствами настолько, что их изгонят в пустыни и будут они там страдать от голода и жажды. И большая часть народа перейдет в другую веру. И останутся только несколько лучших, и тогда откроется им пророк Элиягу и придет Избавление».

Любавичский ребе и многие другие мудрецы считали, что испытания, называемые в Торе «родовыми муками перед приходом Мошиаха», закончились вместе со Второй мировой войной. И что настало время избавления, о котором сказано:

«Знай, что когда восстал Моше (чтобы возглавить исход из Египта), все звездочеты в один голос утверждали, что народ этот (Исраэль) никогда не воспрянет, что он обречен на вечное рабство. И именно в тот час, когда (звездочеты) полагали, что звездная констеляция для сынов Исраэля безнадежна, произошло (событие) самое благоприятное — родился среди них лучший из людей (Моше). Все (звездочеты) были единодушны в том, что Египту предстоит период изобилия и расцвета, а обитателям его обеспечен покой и благоденствие. Но именно тогда начались казни египетские, как сказал Йешайяу: “Где же они, мудрецы твои? Пусть скажут тебе, пусть узнают, что решил Б-г воинств небесных о Египте” (Йешайя, 19:12).

То же произошло с царством Навуходоносора. Когда все его астрологи и предсказатели, все, именуемые мудрецами, единодушно заявляли, что Бавэлю (Вавилону) предстоит возвышение, расширение и укрепление власти (над другими народами), именно тогда власть его была подорвана и пришла к концу в полном соответствии с тем, что предсказал Пресвятой, благословен Он (через Йешайяу, Йермияу и других пророков).

И сказал Йешайяу, насмехаясь и издеваясь над Бавэлем, над его мудрецами, кичившимися своей мудростью, и над самими (вавилонянами), говорившими, что есть среди них мудрецы, мудрость которых (их способность предсказывать будущее) благоприятствует им: “Истомилась ты (страна Бавэль) от множества советчиков твоих, пусть же встанут и спасут тебя распорядители небес, созерцатели звезд, предвещающие месяц за месяцем, что произойдет с тобой” (Йешайя, 47:13).

Подобное произойдет во времена Машиаха, да придет он вскорости! Когда народы будут убеждены в том, что этот народ (Исраэлъ) уже никогда не обретет независимости, что не избавиться ему от порабощения и рабства, и будут единодушны в этой своей уверенности, — именно тогда Пресвятой, благословен Он, отвергнет их убежденность и их предсказания, которым не дано сбыться. И тогда явится Машиах. Потому что сказано об этом у Йешайяу: “Так сказал Всесильный, избавляющий тебя, создающий тебя во чреве (материнском): Я — Всесильный, создаю все, распростираю небеса, Я Один, Сам расстилаю землю, упраздняю знамения измышляющих ложное36, разоблачаю чародеев, пристыживаю мудрецов, обнажая в их познаниях глупость; воплощаю слово раба Своего и совет посланцев Своих исполню, Я, говорящий о Йерушалаиме: “Он будет заселен” — и о городах Йеуды: “Они будут отстроены”. И Я восстановлю развалины ее (Йешайя, 44:24-26)» (Рамбам, «Послание в Тэйман, или Врата надежды»)

Сима Кориц

{* *}