Top.Mail.Ru

Иногда лучше жевать, чем говорить

21.12.2006

Одним из отличительных признаков человека, частью осознания им собственной личности и ее места в обществе является дар речи. Иудаизм рассматривает речь как фундаментальную основу этики и теологии: «… жизнь и смерть во власти языка» (Притчи, 18:21).

В первой книге Торы, Берейшит, сотворение мира описывается как свершившееся по слову Всевышнего, Который буквально одной фразой, начинающейся со слов «Да будет…», творил все — начиная с разделения света и тьмы и заканчивая сотворением человека. О том, что слово человека может обернуться как добром, так и злом, не раз упоминали в своих трудах и еврейские мудрецы. В Псалмах царя Давида сказано: «Береги язык свой от зла, и уста — от обмана» (Теилим, 34:14).

Традиции иудаизма, основанные на принципах морали, предусматривают специальные уточнения в части, посвященной речи и ведению беседы. Считается, что злые речи вытесняют Всевышнего из этого мира, ибо сказано, что Создатель не может существовать в этом мире, если люди сплетничают и нелестно отзываются друг о друге. Вавилонский талмуд утверждает, что человек, нехорошо отзывающийся о ближнем, отрицает тем самым основу веры. Иерусалимский талмуд приравнивает этот грех к трем смертным грехам — идолопоклонничеству, убийству и запрещенным половым связям.

Типы речи

Клевета, или намеренное распространение ложной информации, запрещена еврейским законом категорически. Запрет этот, кстати, касается и правдивой информации, могущей причинить человеку вред. Такая правда является разновидностью клеветы и обозначается термином лашон а-ра. По сути, порицается любое обсуждение, касающееся других людей, злонамеренное оно или нет. И в данном случае не стоит проводить различие между распространением правды и распространением лжи, ибо неизвестно, что может навредить сильнее.

Еврейский закон склоняется к мнению, что зачастую лучше промолчать, даже если кто-то считает необходимым открыть истинное положение вещей. Подобная сдержанность в поведении уберегает человека от многих бед, сохраняет отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Тем не менее, если клевета направлена персонально против вас, следует защитить себя и дать отпор (словесный, разумеется).

Следует также избегать давать зароки, клятвы и обеты. Еврей не может давать клятвы и обещания даже перед судом.

Более того, Тора запрещает обсуждать чистоту и святость речи, даже если от таких обсуждений никто морально или материально не пострадает.

Хофец Хаим, великий рабби Исраэль Меир Каган из Литвы (1838-1933), был общепризнанным знатоком учения Торы, хотя и не обладал официальным званием раввина. Признание он получил благодаря первой из написанным им книг, в которой рассматривал законы, запрещающие сплетни и клевету, и название которой — «Хофец Хаим» — стало псевдонимом великого учителя.

Марина Рахлина

{* *}