Top.Mail.Ru

Пить или не пить?

02.03.2007

Пить или не питьВопрос: Правда ли, что в Пурим евреи должны напиться так, «чтобы не отличать Амана от Мордехая»? Возможно, эту «обязанность» не стоит понимать буквально? Я считаю, что такое поведение недостойно еврея, — ведь есть немало других способов продемонстрировать свою радость в этот праздник!

Ответ: В Талмуде (трактат «Мегила», 7b) сказано: «Рава говорит: еврей должен быть пьян настолько, чтобы не мог различить фраз “будь проклят Аман” и “будь благословен Мордехай”».

Авторитетные раввины трактовали это высказывание по-разному. Вопрос не в том, что имел в виду Рава, а в том, есть ли в Талмуде мнение, отрицающее правоту Равы (см. ссылки на комментарии Ран и Бааль а-Маор к трактату «Мегила», 7b, а также «Бейт Йосеф» и «Бах» — комментарии к книге «Арба Турим» (Тур), Орах Хаим, 695). Многие знатоки еврейского закона следуют постановлению Равы, о чем Маймонид писал: «В чем смысл трапезы (feast) в Пурим? Надо есть мясо… и пить вино, и уснуть пьяным» (Мишне Тора, законы Мегилы, 2:15). Риф, Рош, Тур и Шулхан Арух ссылаются на выведенный Равой закон, не приводя никаких комментариев. С другой стороны, Рама по этому поводу говорит: «Не нужно много пить; выпить надо просто больше обычной для себя нормы. И не важно, много ты выпил или мало; главное — намерение совершать любой поступок во славу Небес».

Наши предки говорили: шикер ви а гой, подразумевая, что евреи не напиваются ни по какому поводу. Как же в таком случае исполнить эту, едва ли не основную, заповедь Пурима, не нарушив тем самым законы Торы? Можем ли мы позволить себе раз в году утратить контроль над своими действиями? Да что там раз в году — раз в жизни! Дозволено ли еврею забыться и не отличать добро от зла хоть на мгновенье?

Пьяница, как нам известно (из телевизионных передач, во время посещений баров или, увы, из личного опыта), — создание довольно вульгарное, а то и дикое. Почему? Потому что пьянство пробуждает в человеке весь хранящийся в нем негатив? Вряд ли. Чрезмерное употребление алкоголя затуманивает рассудок, дает свободу скрытым эмоциям: человек, избивающий свою жену в состоянии алкогольного опьянения, всего лишь дает волю чувствам — он избил бы ее и будучи трезвым. Если выпивший выкрикивает на улице непристойности, то он всего лишь выражает свои мысли, которые в трезвом рассудке держит при себе. Проще говоря, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Мы постоянно контролируем себя 364 дня в году. Помимо того, что мы боремся с животным началом в себе, мы еще и воспитываем лучшие качества, стремясь как можно лучше исполнять заповеди Творца. И только раз в году, в Пурим, мы можем раскрыть потаенные уголки своих душ. В такой день еврею не нужно искать причины для того, чтобы раскрыться. Ему уже не нужно подключать свой рассудок для того, чтобы различить фразы «Будь проклят Аман» и «Будь благословен Мордехай», потому что он поднимается выше этих категорий.

Есть еще одно, весьма любопытное, объяснение заповеди выпить в Пурим. В любой еврейской общине есть свой шадхан, или«брачный агент». Такой человек не просто занимается сводничеством — он является посредником, присутствующим при «сделке» от ее начала и до конца, встречается с родителями девушки и юноши, принимает во внимание их пожелания относительно возможной половины для сына или дочери, затем предлагает им свои варианты и контролирует все последующие этапы знакомства. Когда молодые люди приходят на встречу, начинается основная работа шадхана. Оказывается, что молодой человек хотел, чтобы девушка была красивее, девушка же мечтала о более перспективном женихе. Шадхан разговаривает с обоими, убеждает, приводит различные доводы; таким образом, ему удается организовать вторую встречу, а затем и третью. В конце концов, наступает черед помолвки. В период между помолвкой и свадьбой шадхан не останавливается, а продолжает убеждать, ободрять, рассеивать сомнения и давать советы.

На свадьбе вы не найдете более гордого человека, чем шадхан. Его отводят в сторонку и благодарят изо всех сил: спасибо вам большое, без вас этот союз никогда бы не состоялся, вот, возьмите денег… ну, а теперь прощайте, в ваших услугах мы более не нуждаемся.

В союзе Создателя с народом Израиля роль шадхана играет наш разум, без которого такие отношения были бы невозможны. И однажды наступает момент, когда шадхану надлежит удалиться, поскольку свои обязанности он уже исполнил, и сделал это блестяще. Но теперь его присутствие не только не обязательно и даже нежелательно. Пурим — это свадьба, во время которой шадхану указывают на дверь; а в это время происходит единение Б-га с народом Израиля. И пьяные там тоже есть, как и на любой свадьбе, но они не набрасываются друг на друга с кулаками, не делятся с другими своими проблемами — они веселятся от души, заявляя на весь мир о своей любви к Б-гу и людям.

Янки Таубер

{* *}