Top.Mail.Ru

Исчезаем?

21.03.2007

Что мир грядущий нам готовит?

Большинство наших поступков обусловлено надеждами на будущее. Вот зачем, скажем, люди рожают детей? Естественно, чтобы продлить род и обеспечить будущее.

Несколько лет назад существовал тип людей, изо всех сил пытавшихся предупредить человечество о «грядущем конце света». Выглядели они, надо сказать, довольно жалко, к тому же, помимо основной своей цели, были озабочены еще и поиском денег хотя бы на стаканчик кофе. Сегодня их зловещие прогнозы стали предметом дебатов уже крупных ученых, политиков и лидеров различных организаций. Новостные выпуски ежедневно обрушивают на наши головы потоки информации о парниковом эффекте, тающих ледниках и поднимающемся уровне моря… все это щедро сдабривается предсказаниями о недалеком будущем, в котором наша планета станет не то безводной пустыней, не то дном мирового океана. Впрочем, случится может и то и другое, причем одновременно. Как говорится, поживем увидим…

Все эти мрачные, отдающие Средневековьем пророчества медленно оседают в сознании людей. Что же делать? Неужто настала пора усомниться в том, что человечеству уготована вечная жизнь?

Египет

Перенесемся в год 1394-й до новой эры, когда фараон повелел утопить в Ниле всех еврейских младенцев мужского пола. Доведи кровожадный правитель Египта задуманное до конца — и быть бы теперь евреям народом-легендой — были, мол, когда-то такие, да сплыли… Когда целому народу «светит» полное уничтожение, не до раздумий о смысле жизни и уж тем более не до новых детей. Вот по этой-то причине Амрам и его жена Йохевед решили развестись, ибо брак их, как и брачные союзы остальных иудеев, не имел более смысла.

Вот только их дочь Мирьям так не считала (родись эта девочка несколькими столетиями позже, наверняка стала бы известным дипломатом) и сделала все, чтобы уговорить родителей не сдаваться, упорно твердя, что у Всевышнего есть на этот случай особый план, знать о котором евреям пока не дано. Нет места отчаянью, когда судьба целого народа находится в руках Творца, убежденно говорила она.

У Амрама и Мирьям хватило мудрости внять советам дочери и целиком довериться воле Создателя. Что из этого получилось, все мы хорошо знаем: сохранившаяся семья дала миру Моше Рабейну, с которым пришла надежда, а затем и светлое будущее.

Кидуш на корочку хлеба

Dovid Henoch ZaklikowskiОсвенцим, 1945 год. Мой дед, известный до начала Второй мировой войны как реб Ханох, стоит среди других евреев в очереди, но не за хлебом, а в камеру. Газовую. Он в Освенциме уже несколько месяцев, и привычная улыбка уже не освещает его лицо — он и сам забыл, когда в последний раз у него был повод улыбнуться. Напротив, он хмур и погружен в тяжкие мысли — что, в общем, неудивительно.

Реб Ханох иллюзиями себя не тешил и прекрасно понимал, что происходит с теми, кто уже вошел в камеру. Война была на исходе, и обратного пути не было. Равно как не было и будущего — ни для него, ни для остальных евреев.

А была пятница, канун Шаббата. Святой Субботы, чтимой евреями с того самого дня, когда они вышли из Египта и стали свободным народом. Реб Ханох, пытаясь согреться, сунул руки в карманы и в одном из них нащупал несколько кусочков черствого хлеба, которые собирал целую неделю. Он делал это постоянно, урезая свой ежедневный паек, — для того лишь, чтобы иметь возможность встретить Шаббат и освятить его, произнеся кидуш на этот самый хлеб.

И он твердо решил исполнить эту заповедь — даже если ей суждено стать последней в его жизни. К изумлению окружающих, реб Ханох произнес кидуш, съел один кусочек хлеба, а оставшимися поделился с другими.

Небеса открылись именно в эту ночь, и молитва моего деда была услышана. Потому что сразу после кидуша «машина смерти» сломалась — заело в газовой камере какой-то механизм. Дед рассказывал эту историю спустя тридцать лет. Он не сдался даже в самый отчаянный момент и был вознагражден — я вспоминаю об этом всякий раз, когда сам произношу кидуш над субботним столом.

Исчезаем?

В таком подходе заключается вся суть еврейства. Никогда не сдаваться! — вот наш девиз. Как только ты перестаешь верить в будущее — ты перестаешь верить в себя. А это — конец.

И пусть все эти ученые мужи продолжают научный спор о судьбах человечества в условиях стремительно меняющегося климата. Мы продолжим жить, как жили и раньше, исправляя этот мир к лучшему и следуя заветам Всевышнего. Сомневаться в главном нам точно не придется: будущее — есть.

Довид Закликовский

{* *}