Top.Mail.Ru

Евреи и обувь(178)

31.05.2007

old_shoes.jpgОдно из важнейших мест в культурной истории человечества всегда занимала обувь. Да-да, именно обувь — кто из нас не помнит о хрустальной Золушкиной туфельке, кто не мечтал о сапогах-скороходах или калошах счастья, кто не слышал о Коте в сапогах или о девочке Элли, вернувшейся из Изумрудного города с помощью волшебных серебряных башмачков… Какой язык ни возьми — полным-полно связанных с обувкой пословиц и поговорок: «Кто первый встал — того и тапки», «Плохому танцору всегда ботинки жмут», «Лапти дырявы, да оборы долги», «Два сапога пара», «Сапог скрипит, да в горшке не кипит»…

Обувь может многое рассказать о состоятельности и социальном статусе ее владельца, а заодно выдает принадлежность его к определенной группе — ковбоя, байкера или скинхеда за версту можно узнать по одной только обувке. А теперь вот стало модным считать, сколько пар обуви у знаменитостей.

Кстати, а как обстоят с этим дела у евреев? В Песне песней (7:2) читаем: «Как прекрасны стопы твои в сандалиях!» Евреи испокон веков относились к обуви более чем серьезно. Обувь была признаком власти, комфорта и даже роскоши. Известно, например, что рабби Акива запрещал своему сыну Йеошуа ходить босиком. А в Талмуде (трактат «Шаббат», 129а) написано: «Еврей обязан продать даже черепицу с крыши своего дома, но купить себе пару хорошей обуви».

В соответствии с Еврейским законом (Шульхан Арух), начинать обуваться человек должен с правой ноги, а завязывать шнурки — с левой. Начинать снимать обувь следует с левой ноги. Этот закон основан на убеждении в том, что правая сторона тела человека играет более важную роль, нежели левая. Следовательно, и обувать ее следует раньше левой. Шнурки же мы начинаем завязывать с левой ноги потому, что тфиллин повязываем на левую руку. Поскольку процесс шнурования обуви похож на повязывание тфиллина, левши, которые повязывают его на правую руку, в первую очередь шнуруют обувь на правой ноге.

Но есть в еврейской традиции периоды, когда нам запрещено носить дорогую кожаную обувь. В праздники Песаха, Шавуот и Суккот, когда коаним-первосвященники благословляют весь еврейский народ, перед тем как взойти к Арон а-Кодешу в синагоге и омыть руки с помощью левитов, они разуваются. Это делается для того, чтобы ни один из потомков первосвященников не отвлекался во время благословений, если с обувью его что-то не в порядке.

Кроме того, существует обычай, согласно которому члены некоторых хасидских общин снимают (кожаную) обувь во время посещения могил праведников. Традиция эта берет начало с тех времен, когда Моше было явление на горе Синай и он увидел куст, который горел, не сгорая (Шмот, 3:5): «Сбрось обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, — земля святая». Есть еще два дня, в которые евреям запрещается носить кожаную обувь: Девятое ава и Йом Кипур, когда мы не носим дорогую обувь в знак скорби о разрушенном Храме и в знак наказания. В Книге пророка Исайи (20:2) ему было велено снять обувь в знак траура и скорби. Поэтому мы не носим кожаной обуви в период семи дней траура (шивы) по умершему родственнику. Во времена Талмуда и скорбящие по умершему, и те, кто участвовал в подготовке похорон, ходили босиком.

Запрет на ношение кожаной обуви в указанные дни имеет и исключения. Например, на человека, который по медицинским показателям не может носить никакой другой обуви, кроме кожаной, он не распространяется. Если скорбящему необходимо покинуть дом, где сидят шиву, он может надеть кожаную обувь, но по возвращении должен опять ее снять. То же касается и тех, кто во время шивы посещает синагогу: в молельном доме им следует снять кожаную обувь. Но даже том в случае, когда скорбящему разрешено надеть кожаную обувь, он должен (тоже в знак траура) бросить в нее по щепотке земли.

Связанные с обувью вопросы обычно возникают и во время похорон. На усопшего разрешается надеть только обувь, сделанную из льна или хлопка. Большинство евреев хоронят, обернув тело в большой саван; при этом ноги умершего оказываются закрытыми, поэтому проблем с выбором обуви не возникает.

Самыми необычными из всех еврейских законов являются законы халицы. Согласно Торе (Ваикра 25:5-9), когда у женщины умирал не оставивший после себя потомства муж, который, к тому же, был старшим сыном своих родителей, на вдове был обязан жениться его холостой брат — чтобы продолжить род умершего. Об этом законе говорится и в Свитке Рут (3:4), где Наоми наставляет Рут придти ночью к Боазу, лечь рядом с ним и обнажить его ноги. Впрочем, холостой брат имеет право отказаться от женитьбы на вдове и «отпустить» ее — эта церемония и называется халица. Вдова и брат умершего предстают перед раввинским судом из пяти человек. На правой ноге брата усопшего надет специальный ботинок, сделанный из кожи кошерного животного, — двух половинок ботинка, сшитых кожаными нитками. На таком ботинке не должно присутствовать ни одной металлической детали. В ходе церемонии вдова объявляет о том, что брат ее мужа отказывается жениться на ней, и тот подтверждает ее слова согласно Закону (Дварим, 25:7,9). Затем женщина кладет левую руку на упомянутый ботинок, а правой снимает его с ноги, бросает на землю и сплевывает. После этого обряда Бейт дин освобождает обоих от каких-либо обязательств друг перед другом.

В Каббале тело называют «обувью души». Так же, как обувь предохраняет ноги от грязи, тело бережет душу в течение всей земной жизни.

Лорн Розовски

{* *}