Top.Mail.Ru

Евреи и нацисты. Особенности национальной гордости

12.06.2007

gordost25.jpgНередко приходится слышать, что утверждение, согласно которому Б-жественной душой обладают только евреи (чем, собственно, и отличаются они от прочих народов), очень смахивает на идеологические аксиомы нацизма. Единственное различие сторонники такой точки зрения усматривают лишь в том, что такая душа, по мнению евреев, обладает исключительно положительными качествами, тогда как нацисты склонялись к точке зрения прямо противоположной.

Из этого следует, что человек может принять любую идею, если она тешит его самолюбие, причем концепция, сформулированная в «Майн кампф», с точностью до наоборот повторяет идеи иудаизма?.. А может, еврейские доктрины давно уже требуют кардинального пересмотра и нынешний мир вполне может обойтись и без них, и без сионистской теории?..

Я думаю, в гордости человека тем, что он из себя представляет, нет ничего зазорного. В непохожести на других есть своя истина и своя прелесть — Всевышний создал этот изумительный мир полным ярких красок, изобилующим великим множеством форм и индивидуальностей. Вся история человечества многократно доказывает нам, что непохожесть и есть основа мира и любому, кто с ней попытается бороться, придется восстать против законов природы и потерпеть неминуемое сокрушительное фиаско.

Ощутимую помощь при тщательном изучении этого вопроса могут оказать комментарии великого Ор а-Хаима (раввина Хаима Атара, Марокко/Израиль, 1696-1743) к Книге Берейшит, а также другие классические тексты. Например, в одном из древнейших мидрашей, «Перек Шира», сказано, что каждое творение Всевышнего считает себя самым красивым и совершенным. И не только, между прочим, человек или какое-нибудь высокоразвитое животное, но даже покрытая бородавками жаба. А уж шакалы, грифы и москиты так вообще пребывают в твердой уверенности, что Творец создал всех остальных исключительно ради того, чтобы им, вечно голодным, было кого погрызть, что выклевать и откуда попить крови. Что ж, почему бы и нет?..

Человек, и это следует отметить особо, от упомянутых тварей не отстает. Махараль из Праги писал, что каждый из нас является представителем отдельного вида. Каждый, будь то младенец или старик, обладает уникальным набором качеств, при стирании которых уничтожается личность. Это касается и социального круга, к которому принадлежит каждый из нас: семьи, культурно-профессиональной общественной прослойки, партии, нации и т. д. В этноцентричности как таковой нет угрозы существования миру, если, конечно, это явление не принимает извращенной формы. Куда серьезнее угрожает человечеству процесс прямо противоположный — гомогенизация, последствиями которой являются стирание индивидуальности, личностной неповторимости. Если народ не гордится собой, если не считает себя уникальным и неповторимым, то нет у него надежды выжить среди прочих народов. Искусство, культура, мудрость веков — все наследие такого народа рано или поздно сгинет в пучине времени.

Так неужели кто-то еще всерьез мечтает об уравниловке, призывая смешать всех людей в однородную унылую массу?..

Но стоит гордости превратиться в болезненную гордыню, она становится опасной. Особенно если гордость от сознания принадлежности к той или иной нации раздувается до величины смысла жизни. Как только этот процесс вышел за допустимые рамки, ничего другого не остается, в душе человека не остается места ни для чего другого, ему просто некогда задумываться об этом.

Именно такие симптомы возникли после Первой мировой войны среди населения (немецкой национальности, разумеется) Германии: молодежь была разочарована поражением в проигранной отцами войне, была уязвлена национальная гордость немцев, считавших эту войну настоящим позором. Своего рода обратной реакцией на это стал отказ от старого и введение в стране новых правил жизни, радикальное звучание которых стало необходимым именно по причине радикальности и дикости в понимании национальной гордости. За сотни лет своего существования Германия не видела такой патологической жестокости. Все мы прекрасно помним, чем это закончилось…

В гордости еврейского народа нет ни капли от нацизма. Чем гордятся евреи? Талмуд говорит: «Каковы три особенности этого народа? Сострадание, совесть и доброта». А еще евреи гордятся своим интеллектуальным потенциалом. И не без причины.

Недостатки есть у всех, в том числе у евреев. Сложно любить тех, кто тебя ненавидит и убивает, а европейские евреи до сих пор испытывают на себе все прелести антисемитизма, царящего в странах их проживания. Впрочем, по части самокритики у нашего народа имеется немалый опыт — мы постоянно смеемся над собой, плачем по себе и жестоко самих себя наказываем. Мы обвиняем себя в излишнем упрямстве и излишней уступчивости, высокомерии и недостатке гордости. Думаем ли мы о других? Лично я не знаю, в какой еще религии так открыто говорится, что «самая благочестивая из наций будет иметь удел в Будущем Мире». И вовсе не нужно для этого становиться евреями. Есть свод из небольшого количества правил, которым нужно следовать, — вот все, что от тебя требуется для того, чтобы иметь удел в Будущем Мире. И не важно, к какому народу ты принадлежишь.

Нельзя забывать и о том, что еврейский народ всегда с радостью внимал мудрости других народов. Маймонид, постоянно обращавшийся к изречениям Аристотеля, Галена и многих арабских мыслителей и философов, писал: «Правда остается правдой — каков бы ни был ее источник». Да и в Талмуде говорится: «Если скажут тебе, что Тора есть и у других народов, не верь. Но если скажут о мудрости среди других народов — верь».

Ежели человек не признает существования чего-то более великого, нежели он сам, гордость его превратится в высокомерие и гордыню. Наши мудрецы утверждают, что «без Торы народ Израиля был бы самым презираемым и низким из всех народов». Но даже с Торой у человека всегда есть свобода выбора. И когда еврей делает выбор в пользу Торы и принимает тот факт, что он находится в этом мире не для собственного удовольствия, но с полученной от Творца великой миссией, он получает возможность по праву гордиться своим народом.

Что же это за миссия? Повелевать? Завоевывать? Нет! Просвещать, продвигать свет Торы в мир, распространять ее мудрое учение до тех пор, пока мир не поднимется на более высокую духовную ступень!

…Так неужели я должен стыдиться того, что в пару моим детям хочу только евреев? Нужно ли считать меня нацистом лишь потому, что я горжусь тем, что я — еврей? Стоит ли проклинать меня за то, что я выполняю свою миссию?

Мы горды тем, что мы евреи, и не скрываем этого. Нам не нужна иная доля, и внукам нашим мы не желаем ничего другого. Ибо каждый еврей — это огонек свечи, горящий куст, который никогда сможет не угаснуть, даже если захочет.

Раввин Цви Фриман

{* *}