Top.Mail.Ru

Двойные стандарты в иудаизме

14.12.2007

Время убивать, время врачевать
Время войны и время мира
Коэлет 3:3,8

Применение двойных стандартов – неправильный жизненный подход. Тем не менее, в иудаизме очень много именно двойных стандартов. Они лежат в основе философии нашей жизни.

Вот один из примеров, четко показывающий, что в зависимости от того, кто является жертвой, можно соразмерить масштабы трагедии. Когда со мной случается неприятность, Тора учит меня верить в помощь Всевышнего и понимать, что это – испытание, посланное Им. Я должен проанализировать свои поступки и осознать, что же сделал не так. Разумеется, когда дело касается другого человека, я так поступать не буду.

А вот еще один пример, также характеризующий наше отношение к самим себе и другим. Мы судим о себе по своим поступкам, а о других – по тем делам, которые они совершили только лишь предположительно.

Но самое интересное – и немаловажное – в том, как мы трактуем одну из главных заповедей иудаизма: «Не убей».

В Торе сказано немало на тему ценности жизни каждого из нас. После концепции монотеизма эта идея – одна из наиболее важных среди тех, которые евреи подарили этому миру.

Сообщение о ценности человеческой жизни показывает, что мы не имеем права делить людей, оценивая качество и количество нации, к которой они относятся. Жизнь только что родившегося младенца так же ценна, как и жизнь самого мудрого почтенного старца. Нельзя жертвовать 80-летним «ни на что ни годным» стариком ради 20-летнего юноши, каким бы одаренным он ни был. В Талмуде есть история о человеке, которого поставили перед выбором: если он не убьет своего соседа, тогда убьют его. Мудрец Рава сказал этому человеку следующее: «Почему ты считаешь, что твоя кровь краснее его крови?»

Закон Торы запрещает спасать даже целый город, если цена этого спасения – жизнь одного-единственного человека. А все потому, что жизнь наполнена Б-жественным значением. А десять тысяч жизней ничуть не значимей одной.

В свете всего вышесказанного довольно странно выглядит еще один закон Торы (описанный в книге Дварим 22:26): «Хаба леаргеха хашкем леарго»«Если поднимет на тебя руку враг с тем, чтобы убить тебя – убей его первым». (Это закон касается и такого случая, когда мы видим, как кто-то пришел убить другого человека, тогда мы должны убить задумавшего зло, чтобы спасти человеческую жизнь).

На первый взгляд, этот закон противоречит принципу ценности человеческой жизни. Если жизнь имеет такое значение, чем жизнь жертвы ценнее жизни убийцы? Тем более что закон применим даже в тех ситуациях, когда человек пришел убить, но еще ничего не сделал! А если у него ничего не получится? Или он передумает? А в законе даже не говорится о возможности убежать с места преступления. Так и написано: убей пришедшего убить тебя!

То есть после слов о том, насколько важна для Творца жизнь каждого человека, покушение на которую равно покушению на Б-га, в Торе сказано о том, что человеку дана свобода выбора. Включая выбор между тем лишать другого жизни или нет. То есть тот, кто становится убийцей и тем самым противопоставляет себя жизни, перестает быть человеком. Убить такое существо означает избавить мир от угрозы уничтожения, спасти жизнь остальных.

Этот закон – не отрицание заповеди «Не убей», а скорее его подтверждение. Без него принцип ценности человеческой жизни теряет свой смысл, становится всего лишь мыслью, высказанной вслух.

А иудаизм – не поток мыслей, а стиль жизни, воплощающий идеи Всевышнего.

раввин Янки Таубер

{* *}