Top.Mail.Ru

Шесть видов совершенства

21.12.2007

Находясь в поисках будущего мужа или жены, мы рассчитываем найти совершенство. Кстати, обращаясь к новому доктору или принимая на работу няню – тоже. Те, кто постарше, скажут, что единственный способ найти совершенство – это довести до совершенства самого себя. Но что такое «совершенство»? Означает ли оно только «то, чего мне хочется» (или кажется, что хочется)?

На этой неделе мы завершаем чтение книги Берейшит, которую мудрецы называют «книгой праведников». Первая книга Торы – это «сборник» рассказов о многих идеальных личностях: об Адаме (созданном «по образу и подобию Б-га»), о Ноахе (названном в Торе «благочестивым»), Аврааме («любимце Творца»), Ицхаке (ставшем «идеальной жертвой»), Якове («отце всех евреев») и Йосефе («праведнике»). Все они символизируют различные степени совершенства.

Адам стал «твореньем рук Всевышнего» – идеальнее не бывает. Он был настолько совершенным, что сам не смог устоять и начал искать в себе изъяны. Для нас как народа это неплохое начало, и основное его значение заключается в том, что мы понимаем причину нашего стремления к совершенству и осознаем, что в наших силах этого совершенства добиться.

У Ноаха отдельный случай. Поколение, в котором он жил, совершало страшные грехи, и только Ноах «остался с Б-гом». Более того, он пытался исправить людей, правда, не ради них самих, а потому, что такова была воля Творца. Ему была дана подробная инструкция о том, как построить ковчег, что взять с собой, когда отправиться в путь и когда выйти из ковчега. Он так и поступал. Но источник его стремления к совершенству был в эгоизме.

Совершенство Авраама было движимо любовью. Он не мог есть, пока не накормит всех проголодавшихся путников; его миссией было показать этому миру истину. Совершенство Авраама было центром всего, оно объединяло мир.

Совершенство Ицхака было в его самоотверженности. Любое действие человека несовершенно; а стремление к идеалу основано на попытке объединиться с Б-жественным началом, которое возможно только в случае признания себя несущественным объектом.

Яков добивался совершенства через гармонию, балансируя между любовью и страхом, между уверенностью в себе и самоуничижением. Он знал, что беззаветная любовь идет рядом со злом, но отказ от брака влечет за собой отказ от множества преимуществ; что самоуничижение означает неприятие Б-га. Жизнь Якова – вечное хождение по канату над пропастью, постоянное нахождение в пути…

Совершенство Йосефа заключалось в перенесении им множества испытаний. И это естественно – разве можно подтвердить, что тот или иной предмет действительно хорош, не подвергнув его испытаниям? Праведность Йосефа была таковой не потому, что он не грешил, а потому, что на протяжении всей жизни он оказывался то во дворце, то в тюрьме, то был любим и почитаем, то становился рабом.

Шесть человек, шесть примеров, шесть способов достичь совершенства.

Янки Таубер

{* *}