Top.Mail.Ru

Самая странная история

25.04.2008

Как правило, мы делимся друг с другом своими мыслями, идеями и жизненным опытом. Это свойственно людям. Вот почему я достаточно скептически воспринимаю тех, кто с жаром восклицает: «А знаете, почему наша вера самая уникальная?» На самом деле, одни воспринимают определенную теорию существования как свою собственную, другие что-то изменяют в ней, третьи полностью присваивают ее происхождение себе. В легендах и мифах разных народов о создании мира, героях, происхождении и сути вещей прослеживаются еще более очевидные параллели. В конце концов, все мы похожие друг на друга человеческие существа и говорим об одном и том же мире – мы склонны к тому, чтобы одинаково воспринимать вещи.

И есть лишь одна загадочная история. Держу пари, что в легендах и мифах народов мира, будь то индонезийцы или эскимосы, скандинавы или индейцы, греки или немцы, не найти ни одного сказания, похожего на это. У всех народов есть легенды, повествующие о невероятных чудесах. Кто-то полагает, что его народ произошел напрямую от богов; а кто-то считает, что его предки – ангелы; другие берут начало от рыб или от орлов. Есть даже такие, которые произошли от обезьян. В народных легендах людям помогают то медведь, то дракон… На помощь приходят волшебные лодки, вулканы, деревья. Все, абсолютно все, передают из поколения в поколение рассказы о величии и богатстве своего народа. И есть лишь один народ, говорящий своим детям: «Мы были рабами могущественного правителя, и наш Б-г, Повелитель Вселенной, вывел нас оттуда и спас нас».

Это рассказ о евреях. И никто не подумал его позаимствовать, чтобы поведать эту историю своим детям. Ни один народ не желал себе такого прошлого. Возможно, именно этот факт является основным доказательством правдивости нашей истории, ведь такого никто не придумает. Кто хочет быть потомками рабов? Кому интересно приписать все заслуги Всевышнему, не оставляя шансов на геройство людям? Никому.

В этой истории нет описания ни сказочных драконов, ни жестоких войн, и, тем не менее, она наполнена чудом. Она сложна для восприятия, даже если человек верит в Б-га. Вот что по этому поводу сказал Моше Рабейну: «Обратитесь к предыдущим поколениям, которые помнят времена Сотворения мира… Случалось ли когда-либо такое чудо, когда Создатель спас весь народ из беды и сотворил множество других чудес…» Иными словами, эта история звучит неправдоподобно. И не потому, что человеческий разум не в состоянии представить себе подобную ситуацию. Но потому, что эта история противоречит желаниям человека представлять то, что хочется. Она алогична. Она вызывает у нас когнитивный диссонанс.

Человеку по душе четкие системы мира: есть события важные и не очень, в прошлом и в будущем, простые и чудесные. В таком мире проще и уютнее жить. Поэтому такой порядок создается везде, где только можно. Ну а когда мир выходит из-под нашего контроля, мы пытаемся его обуздать и упорядочить. Если не получается – просто игнорируем факты и, фантазируя, дополняем пробелы.

Через эту призму прошла большая часть истории мира. Как говорил Эйнштейн, «все нужно делать наиболее простыми путями, но не проще того». Старина Альберт всего лишь перефразировал еврейских мудрецов, не раз возвращавшихся к этой истине.

Со временем на основе многочисленных легенд о жизни богов, человек ввел понятие иерархии. Самый могущественный бог должен править всем на земле и олицетворять бесконечность. Божки поменьше правили природой, а самые незначительные несли ответственность за людей. Впоследствии многие правители держав сами начали считать себя богами.

Фараон рассматривал устройство мира именно по этой схеме. До появления в его жизни Моше Рабейну, представившего фараону истинную картину мира, в которой не было места никакой иерархии, поскольку речь шла о едином Б-ге, имеющим власть над всем и всеми. Всевышний присутствует везде: в воде, в воздухе, в каждом животном, в огне, в солнце, в жизни и смерти. Он не имеет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Б-г вовлечен в каждое из Своих творений, совершать чудеса для него просто. Поэтому Он и освободил евреев от рабства с такой легкостью.

Вот почему мы вообще появились на свет и продолжаем жить.

Еврей – тот, кто твердо знает, что Б-г существует не только на небесах. Творец с нами, Он всегда доступен, Он здесь. Бесконечность, символизирующая Б-га, – это то, что есть здесь и сейчас, и, совершая любой, казалось бы, самый незначительный поступок, мы приближаемся к Нему.

Вот почему другие народы никогда не могли понять евреев. Наш образ жизни для остальных алогичен. «Почему, — вопрошают они, — вы ищете Б-га в таких странных местах? Вы разве не знаете, что Он смотрит на нас сверху? Он там, на небесах. Зачем вы все время опускаете Его в наш материальный и греховный мир?»

Да, мы такие. Они ищут Б-га наверху. Мы же находим его в повседневных вещах, везде: в огоньке свечи, в стакане воды, в голосе детей, читающих Тору. И в маце, которую едим на седере в Песах.

                                                                                             Цви Фриман

Tэги: ПЕСАХ
{* *}