Ложный враг

25.12.2009

В любой момент маска может упасть, «правитель Египта» раскроет свою суть и окажется вашим родным братом.

Существует два способа передвинуть что-либо с одного места на другое. Можно избрать прямой путь, переместив объект C по прямой линии из пункта A в пункт B. Есть и другой путь, окружной: к примеру, полет из Москвы в Санкт-Петербург через Киев или отправка письма, которое 14 раз обогнет земной шар, прежде чем попадет в руки человека, живущего в соседней квартире.

Давайте вспомним историю Йосефа и его братьев. Большинство из нас согласятся с тем, что основной целью всей этой истории было переселение Яакова и семидесяти членов его семьи из Хеврона в земле Ханаан в Египет (на расстояние около 400 километров). Там, в Египте, первая еврейская семья пережила первый опыт галута (изгнания, эмиграции, жизни по чужим законам), который был предсказан еще их праотцу Аврааму во время заключения «завета между рассеченными частями животных». Этот опыт подготовил евреев к их последующей истории, наполненной испытаниями галута.

Всевышний (которому, разумеется, доступен способ и прямого перемещения) поступил следующим образом: Он сделал так, что Яаков влюбился в Рахель. Затем Он решил, что Яаков будет обманут. Яаков женится на Лее (в итоге он женился и на Рахели). В отношениях Йосефа (любимого сына Яакова, рожденного от Рахели) с сыновьями Леи постоянно присутствовала ревность. Братья продают Йосефа в рабство и он больше десяти лет томится в неволе, но затем становится приближенным египетского фараона, успешным правителем самого могущественного государства того времени. Голод, пришедший в Ханаан, вынудил братьев в поисках пропитания отправиться в Египет, где они стали объектом интриг египетского правителя. Только правитель этот был не египтянином, и на самом деле он не желал отомстить, но, напротив, хотел преподать урок братской любви. Йосеф доводит братьев до предела: они уже стоят перед выбором — предать Биньямина (второго сына Рахели и Яакова) или устоять перед человеком, во власти которого находится весь Египет. Братья во главе с Йехудой не испугались и отказали «египтянину». И тогда Йосеф открылся братьям и предложил им обосноваться в Египте.

В итоге отправленное вами письмо дошло-таки до соседа. Для кого-то финал истории станет самой значимой ее частью. Но самые любопытные из нас обязательно поинтересуются: зачем было отправлять письмо таким образом, чтобы оно шло через Флориду, Бангкок, Киев и Преторию?

Но сначала ответим на такой вопрос: что такое галут? Осознав точное значение этого слова, возможно, мы поймем, почему оказались в галуте именно таким образом.

Человек может совершить что-то стоящее, пребывая в условиях абсолютной свободы. Он должен полностью контролировать свою жизнь, свободную от каких-либо ограничений и препятствий. Но «контроль» со стороны дает почву удовлетворенному благодушию и духовной лени; только когда в жизни есть место испытаниям и притеснению извне, когда человек вынужден противостоять и бороться с «непреодолимыми» обстоятельствами, он получает возможность раскрыть свой истинный потенциал.

В этом и заключается парадокс галута. Для того чтобы изгнание стало настоящим, оно должно быть фактическим, чуждым нашей натуре и жизненным целям, удушающим, испытывающим, вынуждающим нас задействовать скрытые резервы стойкости и мужества. С другой стороны, изгнание становится настоящим, только когда оно ложно. По сути своей, мы должны оставаться свободными людьми, каким бы «покорительным» ни был опыт изгнания.

Галут начался с «порабощения» еврейского народа правителем Египта. Когда братья стояли перед Йосефом, они чувствовали, как за их спинами сжимается кольцо египетской власти, лишая их свободы, делая их зависимыми от условий существования, испытывая их чувства по отношению друг к другу. В то же время правда скрывалась за завесой внешних обстоятельств, и заключалась она в том, что все окружающее нас — подделка, плод нашей собственной фантазии. В любой момент маска может упасть, «правитель Египта» раскроет свою суть и окажется вашим родным братом.

То же происходит и с ежедневно выпадающими на нашу долю испытаниями, которые мы переживаем, общаясь с людьми и попадая во всевозможные казусные ситуации. Смысл испытаний заключается в том, что они будят в нас наши лучшие качества. Но, в то же время, они являются не более чем проекциями наших собственных иллюзий, отражением наших мыслей. Все, что нам нужно сделать, — устоять перед ними с уверенностью в своей силе и свободе, и в скором времени маска непременно упадет.

Янки Таубер