Колумнистика

Петр Люкимсон

Всему своё бремя

04.06.2021

Всему своё бремя

04.06.2021

Почему даже «правильному» лидеру рано или поздно пора на пенсию – объясняет наш колумнист.

Признаюсь, давно уже сюжет недельного библейского отрывка не звучал так актуально, как в последние дни, когда внутри Израиля бушует политическая буря. Главная фабула главы «Шлах» общеизвестна: Моисей, подчиняясь давлению толпы, отправил разведчиков в землю Ханаанскую, чтобы выяснить: действительно ли она плодородна и пригодна для жизни и насколько сильны населяющие её народы и защищены её города – дабы оценить реальность ее завоевания. А вернувшиеся с задания разведчики, подтвердив версию с «молоком и мёдом», нагородили заодно рассказов про живущих там великанов, которых евреям никогда не победить, поскольку они по сравнению с ними – саранча. И тем самым спровоцировали окончательную панику в и без того взвинченном и беспокойном народе, порядком уставшем от блужданий по пустыне.

«И подняла вся община плач, и прорыдал народ целую ночь. И роптали все сыны Израиля на Моисея и Аарона, говоря им: “Лучше бы мы умерли ещё в земле Египетской! Лучше бы мы умерли прямо тут, в пустыне! Но зачем Г-сподь ведёт нас в страну, где нам суждено пасть от меча, а наши жёны и дети сделаются добычей?!” А меж собой они говорили: “Давайте назначим себе нового вождя и вернёмся в Египет”. И пали Моисей и Аарон ниц перед всем собранием общины Израиля», – гласит текст Пятикнижия.

Мы уже обсуждали, как сработал тогда механизм распространения фейк-ньюс, и приводили примеры того, как подобные механизмы работают и по сей день, в том числе и в еврейском мире. Но сегодня хотелось бы остановиться на другом аспекте этой истории, а именно на фразе: «Давайте назначим себе нового вождя». Тем самым народ официально известил Моисея, а заодно и брата его Аарона, что больше не видит в них своих лидеров и отстраняет от власти. И Моисей с Аароном «падают ниц», демонстрируя тем самым, что смиряют себя перед волей народа и принимают её. Какая жестокая драма!

На самом деле вся эта недельная глава – это история про отстранение. Ведь сама отправка разведчиков, с чего, собственно говоря, и завязалась эта буря, произошла против воли Моисея. У него-то не было сомнений, туда ли ведёт свой народ Б-г и действительно ли там земля течёт молоком и мёдом. Но раз так хотите – пожалуйста, проверьте. И точно зная, что это ошибка, и предвидя, какую цену за неё придётся заплатить, Моисей всё равно отстраняется от власти и даёт народу творить, что он хочет.

И вне зависимости от последствий такого шага в этой конкретной истории Моисей тем самым преподает урок всем будущим лидерам всех последующих эпох: подлинный вождь должен уметь принять волю народа и достойно уйти.

Но отстраниться от власти – не означает снять с себя ответственность за народ, которому ты столько лет служил. И когда в ответ на этот бунт Б-г решает окончательно стереть еврейский народ, то Моисей снова встаёт на его защиту и, согласно библейскому тексту, не отступает от Творца, пока не слышит: «Простил Я по слову твоему».

Перечитывая эти стихи Торы, я вновь и вновь думаю, как это трудно: уходить, зная, что ты прав, и сколько для этого нужно мудрости. Как мало должно быть в таком лидере себялюбия, самолюбования и наркотической тяги к власти. И, может быть, именно в этом заключается главное отличие многих современных, в том числе и выдающихся политиков от Моисея.

Плата за ту ошибку оказалась огромна: евреям предстояло еще сорок лет бродить по пустыне – до тех пор, пока не вымрет всё поколение, помнившее сытое египетское рабство. А как гласит устное предание, большинство из той группы разведчиков умерли мучительной смертью. Но поскольку в наше время так расплачиваться за ошибки от политиков и не требуется, то иногда надо просто «пасть ниц» и повиноваться воле народа. Несмотря на то, что сама история с разведчиками как раз доказывает обратную, пронесенную евреями через века истину: большинство далеко не всегда право. Скорее, наоборот: оно легковерно и склонно заблуждаться. И хорошо, что в нашей истории есть имена, которые светят нам оттуда, из тьмы тысячелетий, и преподают уроки, которые, увы, мы всё равно не усваиваем.

Комментарии