Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.05.2005
Несмотря на молодость, Натали Портман прошла очень долгий путь. От скромной школьницы — до королевы. От усердной студентки — до суперзвезды. Сегодня она, в буквальном смысле слова, попирает ногами галактики, играя одну из главных ролей в заключительной шестой части «Звездных войн» Джорджа Лукаса. А позавчера актриса ошеломила публику на каннской премьере фильма, появившись на публике с наголо обритой головой. Что поделаешь — это уже подготовка к новой роли.
Бесспорно, время Натали пришло. И все же эта голливудская звезда остается сегодня такой же загадочной, какой была юная Натали Гершлаг, вечно озадачивавшая своих одноклассников. По крайней мере, об этой замкнутой брюнетке известно не так уж и много. Какая же она, настоящая Натали Портман?
«Есть звезды, которые всячески пытаются охранять свою личную жизнь. И есть Натали, — рассказывала одна из подруг актрисы в интервью британской “Mirror”. — Ее всегда было крайне сложно постичь, потому что она всегда чувствовала себя аутсайдером. Она, возможно, одна из самых известных женщин на планете, но лишь немногие по настоящему знают ее».
Что же мы о ней знаем?. Ей двадцать три. Родилась в Иерусалиме. Ее отец Авнер — врач-гинеколог. Мать зовут Шелли. Когда Натали было всего лишь три года, Гершлаги решили начать новую жизнь и эмигрировали из Израиля в Штаты. Будучи единственным ребенком, чьим родным языком был иврит, малышка Натали оказалась в благополучном нью-йоркском пригороде Лонг-Айленде в одиночестве. Годы спустя, в одном из редких интервью британской газете, она рассказывает о том, что значит расти, ощущая себя иначе, чем остальные дети: «Я чувствовала себя настоящим пришельцем, пыталась осознать разницу между тем, как я должна себя вести, и тем, какого поведения от меня ожидают окружающие, но это было трудно. Я просто хотела быть как все».
Это чувство несоответствия заставило ее полностью отдать себя учебе, и вскоре Натали стала отличницей. К моменту окончания колледжа в 1999-м она уже свободно владела пятью языками включая французский и японский. Плюс ко всему, скромная еврейская девчонка-очкарик превратилась в самую настоящую красавицу.
Ребенком Натали мечтала стать ветеринаром, однако эта светлая детская мечта обратилась в прах в тот день, когда в пиццерии в Лонг-Айленде девушку заметил работник модельного агентства. Говорят, что проявленный к ней интерес ее не впечатлил. Натали считала, что работа модели «глупа и скучна». Однако драматическое искусство было совсем иным делом. После работы на театральном поприще, — а именно тогда она взяла фамилию Портман, которую носила ее бабушка, — состоялся дебют актрисы на большом экране — в фильме «Лион» (1994). Эта роль принесла ей лестные отзывы критиков. Но тогда же она впервые почувствовала и вкус оборотной стороны славы: «Я вдруг начала встречать статьи, в которых говорилось о том, как у меня растет грудь под футболкой, и меня, 12-летнюю девочку, это очень раздражало. Быть объектом сексуального интереса ужасно в любом возрасте, но когда, по крайней мере, ты уже взрослый, ты можешь решить, хочешь ли ты заниматься самоунижением».
Но куда болезненнее оказалась для нее реакция одноклассников, говоривших, что слава ударила ей в голову. Дети, наверное, завистливы, но ведь подобные упреки ей приходилось выслушивать и от друзей. «Я думаю, что школа намного сложнее, чем настоящая жизнь. Взрослые принимают тебя намного лучше», — считает Натали. И действительно, Долли Кранц, школьная учительница Натали, вспоминает о ней как об одной из самых одаренных учениц: «Она была безмерно талантлива, старательна и трудолюбива, и ее очень любили учителя». Одноклассники же до сих пор помнят лишь надменную любительницу книг, старавшуюся держаться на расстоянии от ровесников. «Она всегда была очень тихой, хотя и выделялась своей красотой, — рассказывает один из них. — Но снявшись в этом фильме, она замкнулась в себе. Она ненавидела, когда на нее пялились, и казалось, что любое проявление внимания очень ей досаждало».
Вконец разочаровавшись в правильности своего выбора и став еще более замкнутой, Натали сменила несколько школ и, в конце концов, обратилась за советом к родителям: «Они были встревожены тем, что я оказалась в аморальной атмосфере киноиндустрии. Я, скорее всего, не согласилась бы на роль, которая расстроила бы их, потому что для меня было куда важнее, чтобы мои родители были счастливы и гордились мной». Это не пустые слова. В 1996 году она отказалась от роли в фильме «Ледяной шторм» только из-за его тематики, затрагивавшей подростковый секс. И тогда же — от главной роли в римейке «Лолиты», заявив: «Я думаю, что эту вещь уже достаточно эксплуатировали, и делать что-то новое не следует. Юные актеры часто не думают о последствиях съемок в любовных сценах или обнаженными. Они так хотят получить роль, что готовы на все: они согласны, чтобы их использовали».
Вместо того, чтобы греться в лучах сомнительной славы, Натали решила совмещать школьную учебу с небольшими ролями в фильмах во время летних каникул (в тот период ею были сыграны дочь Аль Пачино в «Жаре» и младшая дочка президента в «Марс атакует»). Когда ей было шестнадцать, она дебютировала на Бродвее — в спектакле «Дневник Анны Франк». Эта роль, помимо прочего, имела для Натали Портман и глубокий личный смысл: ее дядя погиб во время Второй мировой, а прадед был отправлен в Освенцим.
Однако роль, которая сделала из нее суперзвезду, пришла к юной актрисе в 1998-м, когда ей позвонил создатель «Звездных войн» Джордж Лукас и предложил сыграть королеву Пэдми. «Честно говоря, я не считаю, что “Звездные войны” чем-то лучше “Лиона”. Я вижу в этом просто еще один фильм, еще один опыт и еще одно событие в моей жизни, — заявила юная актриса Лукасу. — Я чувствую, что мне повезло со всем, но и не рассматриваю это как повод для бурных восторгов».
Каким-то непостижимым образом ей удалось совмещать съемки с четырехлетним обучением на факультете психологии в Гарварде. «Меня нисколько не волновало и не волнует, разрушит ли это мою карьеру. Уж лучше я буду образованной женщиной, чем кинозвездой», — говорила актриса. А обучение далось ей нелегко: «Мне казалось, что я должна утверждать себя. Стоило мне сморозить на занятиях какую-нибудь глупость, все вокруг принимались обмениваться понимающими взглядами: ну мы же понимаем, каким образом ей удалось поступить в университет», — вспоминает Портман. Одна из ее сокурсниц говорит об этом более прямо: «В Натали было что-то, что настраивало окружающих негативно. Это был Гарвард, и мы не преклонялись перед актрисами. Но она, казалось, не понимала этого — она дружила только с интеллектуальными суперзвездами, и если ты не входил в ее круг, ты даже приблизиться к ней не мог».
Окончив в 2003 году университет, королева из «Звездных войн» играет и более «жизненные» роли — стриптизершу в «Близости», к примеру. А теперь готовится к роли повстанца в фильме «V For Vendetta» и даже успела обрить себе для этого голову.
И все же обучение не прошло для нее даром. Сегодня Натали Портман стоит на распутье, пытаясь определиться, продолжать карьеру кинозвезды или пойти по ученой стезе: «На свете есть столько других вещей! Если я ограничу свою жизнь одними лишь съемками, она станет бедной и неинтересной».
Йорам Шпыркин