Top.Mail.Ru

Дайджест: Как Иран на новые ворота

13.02.2022

На международной арене – восьмой сезон «Сделки с Ираном», мыльной оперы с привкусом обо­гащённого урана. Иран опять капризничает, США грозят пальчиком, а Израиль готовит деньги на атаки ядерных объектов врага.

«Ещё немного – и сделка обесценится!» – стращают представители «евротройки» и США. И так уже несколько месяцев. «Сизифовы переговоры» по возвращению к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе начались 3 января. Затем стороны брали перерыв «на подумать», а 8 февраля всё вернулось на круги своя. Иранская сторона капризничает и отказывается вести прямые переговоры с США, которые в 2018 году в одностороннем порядке вышли из сделки и ввели санкции против Ирана. Переговорщики из Европы занимаются так называемой челночной дипломатией – выступают в качестве посредника. А глава Госдепа США Энтони Блинкен жмёт плечами: «Если к условиям сделки не удастся вернуться в ближайшие недели, продвижение Ирана в его ядерной программе сделает невозможным для нас возврат к СВПД».

Представители некоторых стран отмечают, что переговоры идут не зря и уже есть «реальный прогресс». Но это, мягко говоря, не совсем так. Например, седьмой раунд, который проходил в ноябре 2021 года, закончился отказом Ирана от всех договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих шести.

Кроме того, иранская делегация сразу выдвинула перечень заведомо невыполнимых требований – например, гарантий выполнения условий нового соглашения всеми последующими администрациями Белого дома. А также запретила затрагивать тему ракет и обсуждать деятельность в регионе, хотя для остальных сторон, участвующих в переговорах, ядерная программа Ирана и ближневосточная повестка в целом – вещи неразделимые.

Израиль в свою очередь не раз заявлял, что сидеть, сложа руки, пока противник наращивает ядерный потенциал – плохая идея. В итоге было решено выделить 1,5 миллиарда долларов из оборонного бюджета на укрепление наступательного потенциала, который при необходимости будет использоваться для атаки на ядерные объекты Ирана.

Стоит добавить, что, по данным на 22 ноября, запасы обогащенного до 60% урана в Иране составляли 17,7 килограмма. При этом по условиям ядерной сделки 2015 года Иран может обогащать уран только до 3,67%. На фоне происходящего затянувшиеся переговоры в Вене, которые уже давно плавно перетекли в уговоры, выглядят очень подозрительно. Аналитики в голос твердят, что Тегеран нарочно тянет время, поскольку как никогда близок к созданию ядерного оружия. Но, может, конечно, иранцам просто хорошо везде, только не дома – вот и сидят в Австрии, там вон штрудели вкусные.

{* *}