Top.Mail.Ru

Фортепианная грусть Леонарда Бернстайна

25.08.2008

Американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн давно причислен к классикам фортепианной музыки XX века. Между тем, в творчестве этого музыканта, чьи родители были иммигрантами из России, всегда присутствовали еврейские мотивы.

Леонард Бернстайн родился в еврейской семье, переселившейся из России в американский город Лоуренс (штат Массачусетс). Мальчик учился играть на фортепиано, пел в хоре, играл в оркестре и организовал любительскую труппу, ставившую оперы и оперетты. В 1935 году Бернстайн поступил в Гарвардский университет в Бостоне, где учился в фортепианном классе, а также изучал музыкознание.

С отличием выдержав экзамены, он записался в Кёртисовский музыкальный институт в Филадельфии, где занимался дирижированием и игрой на фортепиано. В 1940 году его принял на свой дирижерский курс в Беркширском музыкальном центре в Танглвуде руководитель Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий.

После того как в 1941 году из-за астмы Бернстайн был признан негодным к военной службе, он открыл свой курс в институте и стал выступать как пианист и дирижер. В 1942 году закончил сонату для кларнета и фортепиано "Семь фортепианных годовщин", а также первую симфонию для альта и оркестра "Иеремия".

В 1943 году Бернстайн получил место второго дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра. Его сенсационный дирижерский дебют состоялся 14 ноября того же года в "Карнеги-холл", когда он заменил заболевшего Бруно Вальтера. За несколько месяцев до этого Бернстайн познакомился с танцором и хореографом Джеромом Робинсом, который заказал ему музыку к балету "Невлюбляющийся".

Успешная премьера этого спектакля о трех матросах в баре, состоявшаяся в 1944 году в "Метрополитен-опера", побудила Бернстайна трансформировать "Невлюбляющегося" в мюзикл "В городе". Это произведение, первое исполнение которого состоялось в том же году на Бродвее, резко выделялось на фоне других мюзиклов благодаря ритмической выразительности и сильному джазовому колориту.

В 1945 году Бернстайн принял руководство Нью-Йоркским симфоническим оркестром и в последующие годы исполнил многие произведения американских композиторов (в том числе Аарона Копленда и Чарлза Айвса), а также европейских неоклассиков. Впервые взявшись за исполнение произведений Густава Малера, начав с его "Симфонии воскресения", Бернстайн в последующие годы активно содействовал международному признанию австрийских симфонистов. Одновременно с этим он сочинил балет "факсимиле" (1946) и Вторую симфонию "Время тревоги" на стихотворение Уинстона Одена.

В 1948 году Бернстайн стал профессором Беркширского музыкального центра (до 1955). В 1951 году он принял приглашение Брендейсовского университета в Массачусетсе. В том же году Бернстайн женился на чилийской актрисе Филиции Монтеалегре, которая в последствии родила ему троих детей.

Сочинения Бернстайна весьма широки по спектру: от одноактной оперы "Волнения на Таити" (1952), мюзиклов "Прекрасный город" (1953) и "Кандид" (1956; по Вольтеру) до музыки к фильму Элиа Казана "Кулаком в затылок" (1954) и серенады для скрипки и еще одного струнного инструмента и перкуссии (1954).

И все же наибольшего успеха Бернстайн достиг в качестве дирижера. Самое значительное произведение Бернстайна появилось в 1957 году. Это мюзикл "Вестсайдская история" — пьеса о Ромео и Джульетте, разыгранная на улицах Нью-Йорка. Год спустя он принял руководство Нью-Йоркской филармонией. Кроме того, Бернстайн проявил себя и как музыкальный педагог: его комментированные концерты для молодежи начиная с 1958 года транслировались по телевидению, а книга "Радость музыки" (1959) стала бестселлером. Лишь в 1963 году Бернстайн представил следующее произведение — Третью ораторию "Кадиш", своеобразный разговор на тему собственных представлений о еврейской традиции.

Дав почти тысячу концертов по всему миру, Бернстайн в 1969 году расстался с Нью-Йоркской филармонией и с тех пор стал работать приглашенным дирижером, в частности, в Венской филармонии. В 1971 году состоялась премьера его мультимедиальной театральной пьесы "Месса". Три года спустя Бернстайн совместно с Робинсом работал над балетом "Диббук", в основу сюжета которого положена еврейская легенда.

В 1976 году, к 200-летию США, вышел его последний бродвейский мюзикл — "Пенсильвания-авеню, 1600". Спустя еще семь лет состоялась торжественная премьера оперы Бернстайна "Тихое место". Фортепианные пассажи в одном из последних произведений, "Thirteen Anniversaries for Piano" (1988), посвящены близким людям композитора.

Страдая болезнью легких, Бернстайн умер в 1990 году в Нью-Йорке, в возрасте 72 лет.

По материалам книги

"100 КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА"


{* *}