Top.Mail.Ru

Пять октав Ларисы Долиной

10.09.2015

Сначала ее голос на пять октав, сопоставимый с голосами Уитни Хьюстон и Глории Гейнор, звучал по вечерам лишь в одесских ресторанах, но вскоре гремел уже на весь Союз. Знаменитые «Три белых коня», исполненные в «Чародеях», роль в ленте «Мы из джаза», лучшая за всю историю партия призрака Мефистофеля в кантате Шнитке. Ничуть не меньший успех – на российской эстраде: ее «Погода в доме» и «Всегда не могут быть рядом люди» слушала вся страна. Сегодня певица Лариса Долина отмечает свой юбилей.

Впервые она вышла на сцену в возрасте 12 лет, когда проводила лето в пионерском лагере. Выступление, вызвавшее восхищение сверстников и изумление взрослых, предрешило ее дальнейшую судьбу. Руководитель музыкального коллектива тут же предложил ей выступать совместно, а чуть позже, учась днем в школе, по вечерам она уже сама пела в ресторанах, зарабатывая деньги для семьи. Одерживая победы на различных конкурсах, уже в девятом классе она стала артисткой Одесской филармонии, так что последний класс пришлось заканчивать заочно. Родители, давшие ей имя Лариса ровно 60 лет назад, даже не представляли, насколько имя, означающее по латыни «чайка», будет оправдано и каких высот добьется их дочь, сопровождаемая океаном поклонников.

Лариса родилась 10 сентября 1955 года в простой еврейской семье в Баку. Папа, Александр Маркович Кудельман, работал строителем, мама, Галина Израилевна, была машинисткой. Проведя первые два с половиной года своей жизни в солнечном Баку, она на всю жизнь запомнила свой бакинский дом с роскошным садом, в котором росли гранаты, вишни и инжир. Затем семья переехала в Одессу – город, который Долина считает своей второй родиной, говоря об одесситах: «…эти люди никогда не плачут, даже в самые тяжелые моменты жизни они пытаются шутить. Это и есть врожденный одесский оптимизм».

Пусть не врожденный, но приобретенный оптимизм во многом помогал в тамошней жизни, первоначальные условия которой были очень далеки от идеальных. Сначала это был полуподвал, где вместе с ними жили еще 20 человек, а затем комната в коммуналке, где, по ее воспоминаниям, было «три газовые плиты на 25 человек, один кран, один туалет и баня за два квартала от дома». Родители Ларисы, стремясь дать дочери достойную путевку в жизнь, работали днями и ночами. «Мне был привычен ночной стук пишущей машинки: мама брала работу на дом, чтобы хоть немного подзаработать сверхурочно и дотянуть до следующей зарплаты», – рассказывала Долина. Поэтому-то она и подрабатывала в ресторане, хотя мама была категорически против. Правда, тогда Долину поддержал отец, доказав матери, что лишние деньги семье не помешают. Отец вообще ее во многом поддерживал, был для нее всегда открыт: именно с ним она делилась многими тайнами.

Мама же была властной еврейской женщиной с железным характером. По воспоминаниям Долиной, маму она побаивалась. «...Однажды порвала “парадные” мамины капроновые чулки. Семья у нас была среднего достатка, и такую роскошь, как капроновые чулки, мама могла позволить себе раз в несколько месяцев. В ужасе, представляя себе, что будет, когда она узнает об испорченных чулках, я убежала скрываться к соседке. В таких случаях мама меня хорошенько отшлепывала и грозилась отдать в интернат. Свято в это веря, я стояла на коленях и умоляла ее этого не делать!..»

Хотя в семье не было принято говорить на идиш, о незнании которого Долина до сих пор очень сожалеет, родители часто переходили на него, когда хотели скрыть от ребенка серьезные разговоры. Кроме того, в семье свято чтили все еврейские праздники и традиции. «Я еврейка по национальности и никогда этого не скрывала. В школе меня иногда дразнили жидовкой. Бывало, я даже дралась из-за этого. Потом вычитала в словаре, что “жидовка” – по-польски еврейка, и перестала обижаться», – скажет она в одном из интервью.

В детстве она вообще мечтала стать переводчицей и упорно шла к этому. В школе блистала знаниями английского языка, посещала курсы. Одновременно обучалась музыке. «Маме очень хотелось, чтобы все наши ужасы остались в прошлом, чтобы я получила хорошее образование (у них ведь его не было). Поэтому она и отвела меня в музыкальную школу в класс виолончели. Но этого вполне хватило, чтобы не прикасаться больше к виолончели всю оставшуюся жизнь. Так что специальное музыкальное образование я так и не получила. Но петь любила всегда. Да, в общем-то, песня как раз и помогала мне переносить все невзгоды...»

Постепенно, завоевав любовь Одессы, Долина отправилась покорять и всесоюзное пространство. Ей пришло приглашение из Еревана петь в вокально-инструментальном ансамбле «Армина». «Когда я объявила о том, что уеду, мама устроила страшный скандал. Но я сказала: “Мама, ты уйдешь на работу, я соберу чемодан и всё равно сделаю по-своему. Тебе придется смириться. Папа меня поддержал. Вмешалось пол-Одессы. Истерики, слезы продолжались неделю. Домой приходили друзья, подруги, уговаривали маму, и она сдалась».

Хотя на первых порах в Ереване Долина часто ругала себя за своеволие и непослушание матери. Здесь не было ни молочных рек, ни кисельных берегов, которые она рисовала в своем воображении. Порой не было даже денег на еду, а вокруг сновало огромное количество мужчин, «которые во что бы то ни стало хотели соблазнить полненькую блондинку. Мне приходилось закрываться на все замки в гостинице и не выходить из номера. Однажды меня едва не изнасиловали. Спасло меня буквально чудо...»

В Армении она прожила четыре года, затем перебралась в Сочи, где к ней и пришел первый официальный успех. В 1978 году в Сочи проходил II Конкурс исполнителей советской песни, на котором Долина была одной из участниц. Она заняла второе место и обратила на себя внимание руководителя известного джазового ансамбля «Современник» Анатолия Кролла. По его приглашению она уехала в Москву, где вскоре, совместно с ним же, создаст «Антологию джазовой музыки». Ее имя станет известным. С «Антологией» оркестр объездил всю страну, и везде были неизменные аншлаги.

В 1983 году Лариса Долина впервые снимется в кино. На экранах она появляется в роли Клементины Фернандес в ленте «Мы из джаза» Карена Шахназарова. После указа министра культуры СССР, когда всех иногородних артистов (без прописки) попросили покинуть Москву, в конце 1983 года Лариса переезжает в Санкт-Петербург. Из-за этого певица не окончила эстрадное отделение Московского музыкального училища имени Гнесиных. В 1984 году Долина играет одну из главных ролей в произведении Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста». После выступления певицу называют лучшей исполнительницей партии призрака Мефистофеля. Уже с 1985 года Долина работает самостоятельно и ставит несколько концертных программ. Первый собственный коллектив, состоящий из шести музыкантов и четырех танцоров, у Долиной появится в 1986 году. В 1991 году как певица она открывает для себя Францию, выступая перед 20-тысячной аудиторией в городе Ля-Рошель на фестивале «Радио-Престиж», став первой иностранкой, приглашенной в качестве почетного гостя на этот фестиваль.

Затем одна за другой будут следовать ее всё новые и новые программы, которые увидят Россия, Израиль, Украина, страны Балтии, Европа, Австралия, США и Madison Square Garden – самый знаменитый концертный зал мира, где 5600 зрителей будут стоя аплодировать ей. Будут и мировые гастроли с оркестром Игоря Бутмана в концертной программе «Карнавал джаза», подтвердившие ее статус лучшей джазовой певицы страны и лучшего голоса России. Будут и мюзиклы, один из которых, «Любовь и шпионаж», где певица сыграла сразу несколько ролей, Максим Дунаевский сочинил специально для нее.

К слову сказать, Лариса Долина владеет пятью октавами, хотя некоторые специалисты-вокалисты, оценивая ее голос, говорят только о трех. Тем не менее даже такой диапазон на сцене – редкость и сравним с голосами Уитни Хьюстон и Глории Гейнор.

Конечно же, были и трудности, всевозможные жизненные неурядицы, проблемы в личной жизни, но о них в день рождения, как правило, не вспоминают. Были и разные моменты творчества, обусловленные временем, но свой выбор она окончательно остановила на джазе. Хотя, возможно, что это джаз выбрал ее. Сейчас она счастлива, находится в полном взаимопонимании с дочкой, обожает внучку. Активно принимает участие во многих телевизионных программах и шоу, а в одном из проектов, где артистам необходимо было исполнить песни в жанре народной музыки, она, не задумываясь о выборе, блестяще исполнила еврейскую народную песню. Ведь даже несмотря на смену фамилии Кудельман, не совсем звучной для певицы, она не стала придумывать ничего экзотического, взяв еврейскую фамилию матери – Долина.

{* *}