Top.Mail.Ru

Он вудиаллен

01.12.2015

Пока Вуди Аллен в свой 80-летний юбилей не знает, что его сценарий к фильму «Энни Холл» признан самым смешным за всю историю кинематографа, а также отказывается читать новую книгу о себе и мечтает «в свой день рождения лишь поспать», редакция Jewish.ru публикует самые занимательные факты его биографии. Без высшего образования, но с памятником в Калининграде, без компьютера, но с печатной машинкой за 40 долларов, которой уже полвека. И это только начало!

В честь юбилея режиссера и наступающей Хануки кинокритик Джейсон Соломонс проводит в Нью-Йорке вечеринку, на которой поклонники Вуди Аллена получат подарки, связанные с его творчеством. «К сожалению, самого Вуди на вечеринке не будет, – отмечает Соломонс, – в день своего рождения он надеется отоспаться. Но это не остановит его поклонников, желающих поднять бокал за здоровье любимого режиссера». К юбилею великого режиссера Джейсон Соломонс опубликовал книгу Woody Allen: Film by Film. Именно она стала самым желанным подарком для участников вечеринки. Сам герой книгу о себе не читал: он вообще предпочитает игнорировать всё, что о нем пишут журналисты и кинокритики, поскольку считает, что они неверно трактуют его творчество. «Даже если они пишут, что он самый замечательный на свете», – добавляет Соломонс.

Для Джейсона Аллен всегда был самым любимым режиссером, хотя он и признает, что его творчество неравномерно и одни фильмы сильнее других. «Но я раз и навсегда бесповоротно влюбился в его творчество, как только посмотрел “Энни Холл” в 1977 году. Мне было всего 12, но я попросту свихнулся на Энни, это, думаю, вообще сформировало мое отношение к женщинам, – рассказывает кинокритик. – Ну, и меня бесконечно поддерживало, что еврейство Вуди не только не отталкивает от него женщин, а наоборот, делает его крайне привлекательным для противоположного пола».

Кстати, еще одним своеобразным подарком ко дню рождения Вуди Аллена стало признание Гильдией писателей США его сценария к фильму «Энни Холл» самым смешным сценарием, который когда-либо видело человечество. Уже после «Энни Холл» идут сценарии к таким фильмам, как «В джазе только девушки», «День сурка», «Монти Пайтон и Священный Грааль» и многие другие.

Редакция Jewish.ru нашла к юбилею Вуди Аллена шесть интересных фактов о его жизни, которые известны далеко не всем даже его самым преданным фанатам.

1. Он не имеет высшего образования и даже колледжа не окончил.

«Когда я начал встречаться с девушками, я мог беседовать с ними о Супермене или о комиксах, а они все были такие суперинтеллектуальные и сразу начинали рассуждать о философии, классической музыке и театре. Вскоре я понял, что должен повышать свой интеллектуальный уровень, чтобы не отстать от них. Таким образом, имидж интеллектуала, который у меня сложился, является результатом социальной адаптации».

Факты говорят о том, что Вуди ужасно учился в школе. В подростковом возрасте он, находясь в классе, постоянно отпускал шутки, многие из которых носили скабрезный характер. За это учителя (многие из которых к тому же были антисемитами) его ненавидели. Аналогично он вел себя и в вузе, за что и был последовательно исключен из Университета штата Нью-Йорк и из Сити-колледжа.

2. Он начинал свою карьеру с сочинения шуток для разных шоу. Причем писал по 50 шуток в день.

«Два главных мифа обо мне: то, что я интеллектуал (потому что ношу эти ужасные роговые очки), и то, что я чистой воды художник, не думающий о коммерческом успехе (так думают лишь потому, что многие мои фильмы провалились в прокате). На самом деле эти шаблоны не имеют никакого отношения к действительности».

Еще в школьные годы Аллен посылал шутки в газеты, которые довольно охотно их публиковали. Вот типичный образчик его творчества тех времен: «Лицемер – это тот, кто пишет книгу о научном атеизме и молится, чтобы она вошла в список бестселлеров». Когда шутки будущего режиссера начали цитировать колумнисты ведущих американских изданий, он, не желая, чтобы его одноклассники об этом узнали, взял псевдоним и превратился из Аллена Стюарта Кенигсберга в Вуди Аллена. Впоследствии он начал сам выступать со своими скетчами на курортах в Кэтскиллских горах, где в тех годы часто отдыхали уставшие от суетной городской жизни нью-йоркские евреи.

3. Он выступал на ТВ в качестве стендап-комика.

О его мастерстве стендап-комика можно судить лишь по аудиозаписям и редким сохранившимся видеофрагментам. В конце большинства выступлений Аллен рекомендовал купить его пластинку. Те, кто это сделал, помогли потомкам узнать, какие неприятности и болячки донимали невротика из Бруклина. Будущий режиссер рассказывал о неудачах с женщинами, а также подмечал несуразности в быте большого города.

4. Вопреки впечатлению, которое могло бы сложиться после просмотра таких фильмов, как «Спящий» или «Бананы», он никогда не принимал наркотики.

Ранние фильмы Аллена, снятые в первой половине 70-х, заметно отличаются от его позднего творчества. Те фильмы сняты с такой изощренной фантазией, что могло возникнуть подозрение: сценарист прибегал к помощи психотропных средств. В самом деле – герой Аллена то ломает ногу, поскользнувшись на кожуре гигантского банана («Спящий»), то его, по примеру Мюнхгаузена, используют в качестве снаряда для стрельбы из пушки («Любовь и смерть»), то наряжают в костюм сперматозоида («Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»). Сам режиссер признает, что в молодости особое влияние на его творчество оказывали братья Маркс, но затем он подпал под обаяние великого Ингмара Бергмана. Как же утверждает сам Аллен, он не только ни разу не пробовал наркотики, но даже никогда не принимал такие вполне легальные препараты как валиум или обычное снотворное.

5. У него нет компьютера, и он не умеет им пользоваться.

«Традиция – это иллюзия постоянства» («Разбирая Гарри»). Вуди Аллен утверждает, что ни разу в жизни не отправлял и не получал сообщений по электронной почте. Для работы он пользуется всё той же пишущей машинкой, которую купил за 40 долларов в подростковом возрасте. Чтобы отредактировать текст он берет ножницы и клей. У него, правда, есть смартфон, но использует его он исключительно как телефон. И иногда – как музыкальный плеер.

6. Ему поставили памятник в Калининграде.

Настоящая фамилия Аллена – Кенигсберг. Уроженка Калининграда режиссер-документалист Маша Васюкова к 75-летию режиссера предложила поставить ему памятник в этом городе, поскольку и город, и Аллен – оба бывшие Кенигсберги. В итоге композиция, выполненная в виде руки, держащей знаменитые роговые очки, была установлена в Калининграде 1 декабря 2010 года.

Роберт Берг

{* *}