Голая праведница

19.03.2019

Секс-символ эпохи, в ее любовниках были Хемингуэй и Корбюзье. Но героем стала не потому, что томно крутила бедрами, еле прикрытыми связкой бананов. Вне сцены Жозефина Бейкер успешно шпионила для французского Сопротивления и растила 12 приемных детей разных национальностей.

Ее называли Бронзовой Венерой и Черной Пантерой, Жемчужиной и Креольской Богиней – в общем, множеством имен, подчеркивавших изящество ее тела. Яркая и эксцентричная Жозефина Бейкер была воплощением необузданной сексуальности и раскованности первой половины прошлого века. Популярнейшая танцовщица и певица, она могла появиться на сцене почти обнаженной, и все одобряли, ведь «ее стройное и гибкое шоколадное тело не нуждается в дополнительных украшениях». Боа из перьев, нитка жемчуга и знаменитая связка бананов на бедрах, томными движениями которых Бейкер будоражила воображение зала под звуки джаза, – вот неизменные атрибуты ее выступлений.

Стиль менялся в мгновение: вслед за страстным танцем мог последовать по-настоящему хулиганский, во время которого Бейкер вертелась, прыгала, кувыркалась и гримасничала, покоряя зрителя своей непосредственностью и раскованностью. Никаких комплексов, и плевать, как это выглядит со стороны: Бейкер отдавала свое тело звукам музыки, не в силах устоять на месте. Но добиться феноменального успеха, всемирной известности и стать героем Франции Бейкер удалось, не только крутя бедрами. Незаурядностью отличался и ее внутренний мир: Жозефина без устали помогала всем нуждающимся и активно боролась с любым проявлением расизма или нацизма. В итоге Бейкер приобрела славу одной из самых успешных шпионок французского Сопротивления, борца за права афроамериканцев в Штатах и мамы, воспитавшей 12 приемных детей разных национальностей.

Последствия расизма она воочию увидела в 10 лет – оказалась в эпицентре расовых столкновений в американском Сент-Луисе летом 1917-го. Нападения белых американцев на афроамериканцев, прибывавших на север из южных штатов в поисках работы, случались и раньше. Но в июле 17-го несколько белых американцев проехали на машине через черный район, расстреливая всех попадавшихся по пути прохожих. Через час точно такой же автомобиль вновь появился в этой части города. Внутри были несколько полицейских и журналист: они прибыли в восточную часть Сент-Луиса после сообщений о стрельбе. Но лишь завидев похожий автомобиль, разъяренная толпа афроамериканцев открыла по нему ответный огонь.

Тем же вечером многотысячная толпа белых горожан порезала все шланги пожарной станции, а после подожгла черные кварталы и принялась отстреливать всех спасающихся от огня афроамериканцев. Выбирающихся из горящих домов людей добивали арматурой и камнями. Улицы были заполнены расстрелянными, изломанными и растерзанными телами – многие падали замертво прямо на глазах маленькой Жозефины. В тот день погибло 200 местных жителей, более шести тысяч остались без крыши над головой после пожаров. Ночные кошмары этих событий тревожили Бейкер до конца жизни.

Фрида Джозефин Макдональд родилась в июне 1906 года в американском Сент-Луисе. Мать ее была прачкой, а отец – музыкант-ударник, еврей Эдди Карсон, который предпочел мир богемы воспитанию детей: он оставил семью сразу после рождения брата Жозефины, которой к тому моменту едва исполнился год. Девочка росла в бедности. С семи лет она нанималась в богатые дома, присматривая за детьми и помогая по дому, пока одна из хозяек не сунула руку девочки в кипяток за то, что та взяла конфету со стола. В школу она ходила в вещах матери, что являлось причиной постоянных насмешек и издевательств одноклассников. Ответные комические кривляния на их насмешки позволили девочке без труда устроиться в одно из местных шоу, где она пародировала выступления известных артистов.

Свои выступления она сопровождала танцами, любовь к которым возникла тоже не от хорошей жизни. Денег на отопление дома у семьи не было, и Жозефина признавалась: «Сначала я танцевала, чтобы согреться, а потом поняла, что рождена для танца. Осознала, что жить для меня – значит танцевать». В 1921-м Жозефина второй раз вышла замуж за Вилли Бейкера – первого супруга вдвое старше ее мать выбрала для девушки сама, когда той едва исполнилось 13 лет. С Бейкером Жозефина рассталась еще быстрее, оставив себе лишь его фамилию, которую она прославила впоследствии на весь мир.

Совершенствуя свои выступления, в 17 лет Жозефина прошла кастинг в театр Филадельфии, где выступала в группе чернокожих танцовщиц. Белые любители джаза пребывали в восторге от акробатических, а порой и беспардонных номеров гибкой девушки, поражающей зрителя смелостью своих нарядов. В одном из клубов ее заметил в будущем известный, а тогда начинающий джазовый певец и композитор Спенсер Уильямс, уговоривший Жозефину отправиться на гастроли в Европу.

В 1925-м Жозефина Бейкер уехала в Париж, который покорила с первого же раза. Она выступала в Фоли-Бержер и как танцовщица, и как певица. Всегда улыбающаяся и обаятельная, то в юбочке из бананов, то в роскошных перьях, она будоражила воображение зрителей формами своего золотисто-шоколадного тела и тембром своего голоса. Вслед за Парижем Жозефина Бейкер стала собирать полные залы в Берлине, Вене и Брюсселе. Интерес к ее персоне подогревали и многочисленные скандалы, связанные то с протестами против ее откровенных плясок, то с ее многочисленными любовными историями. В числе ее любовников были писатели Эрнест Хемингуэй, называвший ее «самой сенсационной женщиной, которую когда-либо видел», и Жорж Сименон, архитекторы Ле Корбюзье и Адольф Лоос, а также художники и поэты, посвящавшие ей картины и стихи.

В 20-е и 30-е годы Бейкер активно снималась в кино: «Женщины Фоли Бержер», «Зу-Зу», «Сирена тропиков», «Ложная тревога» и «Принцесса Там-Там». На гастроли в США она тоже ездила часто, но там ей приходилось непросто: расисты срывали почти все ее выступления. «От одной только мысли об Америке я дрожу и трясусь, и мне снятся кошмары», – не раз говорила Бейкер. И тем не менее она активно боролась за права афроамериканцев. После убийства Мартина Лютера Кинга его вдова, Коретта Скотт Кинг, даже обратилась к Жозефине с предложением стать неофициальным лидером движения. Бейкер долго обдумывала это предложение, но в итоге отказалась со словами: «Мои дети слишком молоды, чтобы потерять свою мать».

После Второй мировой, посетив Африку, Израиль, страны Ближнего Востока, ряд европейских и американских государств, Бейкер усыновила 12 сирот разных рас, называя свою семью «Племенем Радуги». Вместе с детьми она проживала в замке Ле Миланде в Перигоре на юге Франции. К слову, поселившись там после обретения французского гражданства в 1937-м, Бейкер оплатила долги за уголь всех жителей близлежащей деревушки и полностью взяла на себя будущие расходы за отопление деревни в зимний период.

Она никогда не выступала в заведениях, отмеченных клеймом расовой сегрегации, и ненавидела фашизм. С началом Второй мировой Бейкер вступила в ряды движения Сопротивления и сама предложила свои услуги французской разведке. Используя свой шарм и обаяние, Жозефина узнавала у дипломатов и высокопоставленных вишистских чиновников важные для разведки сведения. Так, в начале 1941 года Жозефина прибыла в Алжир и много месяцев разъезжала с гастролями по Северной Африке. По вечерам и ночам она пела в кабаре и театрах, а в «свободное время» собирала ценную информацию о береговых укреплениях, размещении войск и общеполитической ситуации. После окончания войны, в освобожденном Париже, две награды – Крест Лотарингии и медаль Сопротивления – ей вручал лично генерал де Голль.

Прощались с Жозефиной Бейкер тоже с воинскими почестями в Париже, с траурной церемонией и залпом из 21 орудия. Последние годы жизни она провела на сцене, гарцуя по ней в свои 70 лет, как и в 20. Нет, с одним отличием – посреди представления она могла остановиться и обратиться к залу с просьбой: «О, мадам, вы смущаете меня. Да, да, вы, с этим маленьким биноклем. Пожалуйста, не смотрите в него. Не лишайтесь ваших иллюзий».

8 апреля 1975-го, отмечая 50-летие своей сценической деятельности, она дала последнее шоу Joséphine. Счастливая и радостная, не переставая повторять, что чувствует себя 17-летней, она заснула и больше не проснулась. Произошло кровоизлияние в мозг, от последствий которого Жозефина Бейкер скончалась 12 апреля 1975 года.

Комментарии