Top.Mail.Ru

Журналисты-любовники

26.08.2019

Эти выходцы из России изменили представления о прессе в Европе. Пьер Лазарефф создал первую во Франции ежедневную газету France Soir, в которой было всё – от политики до сплетен. А его жена Элен родила женский глянец – её журнал ELLE и сейчас издают во всём мире.

Пьер Лазарефф, сын еврейских эмигрантов из России, родился в Париже в апреле 1907 года. В девять лет он начал выпускать школьную газету, а в 12 лет опубликовал первую заметку в одной из городских газет. С тех пор не было почти ни дня во французских СМИ без заметок юного журналиста. Уже в 17 лет Пьер возглавил еженедельник «Иллюзион», посвященный увеселительным и культурным заведениям Парижа.

Работа обязывала дружить с певицами и актрисами – в итоге Пьер стал представлять интересы многих из них как агент. Получалось это у него отлично: лучшие заведения Парижа старались заполучить Пьера в качестве организатора программ и концертов. Считается, что именно благодаря ему знаменитая певица, актриса и клоунесса Мистангет стала художественным руководителем кабаре «Мулен Руж».

На волне этой славы Пьера пригласили вести театральную рубрику в одном из самых статусных изданий Парижа – газете Soir, впоследствии ставшей Paris-Soir. В коллегах у Пьера были лучшие журналисты того времени: за светскую хронику, например, отвечала в будущем известная писательница Колетт, репортажи из залов суда поставлял молодой Жорж Сименон. И тем не менее главным редактором издания вскоре назначили именно Пьера – ему на тот момент исполнилось 22 года.

Тогда же, в 1929-м, произошла и судьбоносная встреча Пьера с Элен –дочерью еврейского промышленника, российского табачного короля Бориса Гордона, эмигрировавшего с семьей в 1917-м из Ростова-на-Дону. Первоначально семья бежала в Турцию, а уж затем осела в Париже. Перед революцией Борис Гордон успел перевести свое состояние в европейские банки, а потому семья жила в достатке и роскоши. Элен – в кругу семьи исключительно Леночка – после окончания лицея поступила на филфак Сорбонны, где изучала литературу и этнографию.

Первым местом ее работы был антропологический филиал Парижского музея естествознания Musée de l'Homme – «Музей человека». Вскоре как этнографа Элен отправили в большое путешествие по Центральной и Западной Африке – изучать народ догонов. Вернувшись из поразившей ее поездки, девушка решила опубликовать свои путевые заметки – как раз в Paris-Soir. И она испросила аудиенции у нового главного редактора газеты Пьера Лазареффа. Позже они признаются, что это была обоюдная любовь с первого взгляда. Однако Элен к тому времени была замужем, растила дочь.

Долгое время Пьер и Элен скрывали свои чувства – не только от всех, но и от себя. Тем не менее, опубликовав заметки из Африки, Лазарефф предложил Элен работу – вести в газете детскую рубрику. Она согласилась – так тайно влюбленные друг в друга молодые люди стали коллегами. Пьер признался ей в любви нескоро, спустя годы – только после того, как Элен по собственному желанию развелась с мужем. За признаниями последовало и предложение руки и сердца. Они поженились в 39-м – и менее чем через год были вынуждены бежать из Франции: оба имели еврейские корни.

Они уехали в Нью-Йорк, где Элен, прекрасно владевшая английским, устроилась обозревателем журнала Harper’s Bazaar и газеты The New York Times. Пьер же устроился в Бюро военной информации, освещавшей события в Европе. Позже его отправили в Лондон – диктором и ведущим антифашистской радиостанции, вещавшей на оккупированных нацистами территориях. В 44-м, еще до освобождения Парижа, Пьер вернулся в родной город – примкнул к движению Сопротивления и стал выпускать подпольную газету Défense de la France – «Защита Франции». После освобождения Франции газета, издававшаяся для партизан, стала всеобщей – первый номер обновленного издания, называвшегося теперь France Soir, вышел в ноябре 1944 года. Пьер Лазарефф был назначен сначала главным редактором, а затем – генеральным директором издания.

Пьер выступал за разнообразие. В то время как все остальные французские издания специализировались на конкретном узком профиле, France Soir предлагала полную картину дня из жизни страны. Там были и политика, и финансы, и криминал, и сплетни – вдобавок предлагались различного рода афиши, рецепты и анекдоты. Газету поначалу много ругали – в первую очередь за чересчур упрощенный, «обывательский» язык. Однако именно простота изложения информации стала главным фактором успеха издания.

Чуть позже – по задумке Пьера – газета стала выходить несколько раз в день, освещая центральные события Франции практически в режиме онлайн. Параллельно с France Soir Пьер вывел в лидеры по тиражам и продажам еще несколько изданий: France Dimanche, Le Journal du dimanche, Télé 7. Активное участие Пьер принимал и в создании в 1964 году «Управления французского радиовещания и телевидения».

Столь же успешной на медиа-рынке страны была и Элен Лазарефф-Гордон – сразу же после войны она начала выпускать женский журнал ELLE. Концепция родилась у Элен еще в Штатах: независимость и свобода мышления, ироничность по отношению к мужчинам, смешное в важном и легкомысленность. В общем, все, что может отвлечь и привлечь женщину в тяжелое послевоенное время. Так, в первом номере ELLE советовали, как оставаться привлекательной, несмотря на дефицит, как готовить из того, что выдавалось по талонам, и как перешить старые платья по новой моде.

«Не важно, что думаю я и чем интересуетесь вы, – ежедневно обращалась Элен к своей редакции. – Главное – найти сюжет, который взволнует всех». Сама она такое находить умела. Мода, стиль жизни, но наравне с этим – отстаивание прав женщин, их поддержка – все это расширяло круг читательниц почти до бесконечности. Вот почему вскоре у журнала появился честный слоган: «Если она читает, она читает ELLE». К концу 60-х в аудитории журнала насчитывалось 800 тысяч читательниц. Тогда же журнал стали впервые издавать и за пределами Франции – в Японии. К середине 90-х у ELLE были свои версии в Великобритании, Италии, Китае, России, Таиланде и США.

Чтобы быть ближе к героям своего журнала и передавать информацию из первых уст, Элен каждые выходные устраивала в их с Пьером семейном особняке приемы. Кого только не было в гостях: Ив Монтан и Симона Синьоре, Брижит Бардо и Марлон Брандо, оперная дива Мария Каллас, писательница и драматург Франсуаза Саган, Генри Киссинджер, Мартин Лютер Кинг, король Марокко и многие другие. В 1954-м именно Элен Лазарефф поддержала Коко Шанель, чья коллекция не нашла успеха в Европе. «Это предвестник грядущего переворота в моде», – коротко резюмировала Элен и подняла продажи до небес.

Элен пережила мужа на 16 лет. Пьер Лазарефф умер от рака 21 апреля 1972 года. Вслед за этим пошла на спад и популярность созданных им изданий. Через год после его смерти от руководства журналом ELLE отошла и Элен – остаток жизни она провела в своем имении на Лазурном берегу. Долгое время страдая болезнью Альцгеймера, Элен Лазарефф умерла в 1988 году, ей было 79 лет.

{* *}