Добрый гангстер

29.06.2021

Новый фильм «Мейер Лански» о легендарном американском мафиози, с которым считался сам Аль Капоне, невероятно добр к своему главному герою. Ну да, возможно, Лански – не «домашний мальчик», но ведь и страну поднимал, и против нацистов выступал, и Израилю помогал.

Еврейская мафия постоянно будоражит умы кинорежиссеров. Вспомнить хотя бы лишь некоторые известные картины: байопик «Казино» про игрока и организатора спортивных тотализаторов Фрэнка Розенталя или, скажем, «Убрать Голландца» – о бутлегере Артуре Флегенхаймере. В начале 90-х на экраны вышел фильм «Багси» режиссера Барри Левинсона – о легендарном гангстере Багси Сигеле. Теперь наконец появилась и лента о его сподвижнике – Мейере Лански.

Лански в свое время сумел объединить еврейских, ирландских и итальянских мафиози, создав небезызвестный Национальный преступный синдикат в США. Еще он стал настоящим королем игорного мира, избежал тюрьмы и даже умер собственной смертью в глубокой старости.

По сути, режиссер Итан Роквей создал очередное «исповедальное кино». Недавно Мартин Скорсезе довольно успешно использовал этот прием в «Ирландце»: там на протяжении 209 минут гангстер Фрэнк Ширан рассказывает свою полную трагизма биографию, будучи прикованным к инвалидной коляске в доме престарелых.

На этот раз Мейер Лански, которого сыграл Харви Кейтель, искренне поведал историю своей жизни писателю Дэвиду Стоуну, мечтающему создать литературный шедевр, прославиться и, конечно же, солидно заработать на новой книге. Однако на фоне воспоминаний вдруг разворачивается настоящая детективная история. ФБР ищет 300 миллионов долларов, якобы где-то спрятанные Лански, в связи с чем всеми силами пытается завербовать Стоуна, дабы тот вытянул нужную информацию из старика. Параллельно в квест втягивается и новая подружка писателя. Таким образом, на экране сразу две сюжетные линии и прошлое переплетается с настоящим.

Режиссер обходит стороной первые годы жизни Мейера Сухованского, который родился в Гродно, на территории нынешней Белоруссии, и с детства жил в мире ненависти и антисемитизма. Только раз Лански вспоминает, как казаки с особой жестокостью отрубили шашкой руку его дяде: «С тех пор предпочитаю, чтобы шашка была лишь в моих руках».

В девять лет Мейер вместе с родителями отправляется навстречу американской мечте – в Нью-Йорк через Одессу. На новом месте мальчик, увлеченный математикой, вдруг видит на примере уличной азартной игры, что хорошее чутье и меткий ум решают еще далеко не все. Стоит только «правильным парням» договориться, и выигрыш всегда будет оставаться у организаторов или казино. Урок он запомнил – и вскоре выстроил вокруг него свою жизнь. «В азартных играх, как и в жизни, выигрывают только те, кто контролирует игру!» – задумчиво рассуждает Мейер во время беседы с писателем.

Когда Лански подрос, то занялся бутлегерством, рэкетом и другими темными делишками. Собственно, так делали многие иммигранты: из-за крайней нищеты они вынуждены были вливаться в организованную преступность, выполняя разные поручения влиятельных «семей». Отличие Мейера было в том, что в итоге он сам стал создателем громадной игорной империи и занял место за столом с главными боссами Америки. Ему принадлежали доли в роскошных казино в Лас-Вегасе и Лондоне, на Кубе и Багамах. Поговаривали, что он самый богатый человек в мире – и даже влияет на многие политические решения. Но, несмотря на вполне очевидную принадлежность к мафии, Лански никогда не сидел в тюрьме. Считалось, что единственным с его стороны нарушением закона было участие в азартных играх, которые сегодня разрешены во многих штатах Америки. В фильме делается особый упор на то, как Лански финансирует только появившееся в то время Государство Израиль, громит собрания нацистов, а также выступает в роли внимательного мужа и отца.

Харви Кейтель превосходно сыграл престарелого, умудренного жизнью гангстера. Все воспоминания, которые в картине раскрываются то на жарких пляжах Флориды, то в кафе, то просто в машине, щедро пересыпаются глубокомысленными философскими размышлениями. Возможно, Лански находит в лице писателя Стоуна не только благодарного слушателя, но и ученика?!

Одновременного перед нашими глазами пролетает и криминальная история Америки. Вспоминают Багси Сигела, который кутит со звездами и просит громадные деньги у мафии на свое казино «Розовый фламинго», тем самым выписывая себе смертный приговор. Появляются также Чарли Лучано и Джо Боннано, а также ранний босс Коза ностры Сальваторе Маранцано. Последний, впрочем, едва успев появиться, тут же погибает от бандитской пули.

По картинке фильм, безусловно, очень красивый, чувствуется отличная операторская работа. А вот музыки на фоне гангстерской жизни не хватает. Так и хочется добавить то там, то здесь Фрэнка Синатру или Тони Беннета. А еще фильм завершается на откровенно оптимистичной ноте. Даже отмечается положительное влияние игорного бизнеса на экономику США! Потом опять абстрактная мудрость: «Мы измеряем себя глазами тех, кого любим». То есть зрителю предстоит самому решить, кем же был Лански – злодеем, дельцом или меценатом. Недаром Лански говорит еще в самом начале кино: «Люди видят одно и то же с разных точек зрения. И это меня очаровывает».

Игорь Андреев

Комментарии