Top.Mail.Ru

Летающий раввин

07.12.2011

На прошлой неделе ушел из жизни легенда израильской авиации, выходец из ЮАР Сидней (Сид) Коэн. В середине прошлого века он стоял у истоков израильской авиации.
 
Сид Коэн скончался 1 декабря в своем доме в Рамат-а-Шароне в возрасте 90 лет. У него остались жена Ади и три дочери — Лиора, Кэрри и Джанет. Похоронили выдающегося летчика на кладбище в Рамат-а-Шароне. Проводить Коэна в последний путь пришли его родные, друзья и сослуживцы — в том числе действующие и отставные военачальники ЦАХАЛа.

Сид Коэн вырос в небольшом южноафриканском городке Ботавилль. После окончания школы он поступил в медицинский колледж при Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге. В 1940 году, будучи студентом первого курса, Сидней ушел из университета, чтобы стать летчиком. До конца Второй мировой войны Коэн служил в ВВС ЮАР, летал на самолетах «Китти Хок» и «Супермарин Спитфайр».

В молодости Коэн носил окладистую бороду и усы, за это сослуживцы называли его «летающим раввином». Кроме того, у Коэна было отменное чувство юмора. Однажды Коэна во время боевого вылета атаковали два немецких истребителя, от преследования которых он никак не мог избавиться. Позже он спросил у своего командира: «Ну откуда они узнали, что я единственный еврей в этом звене?»

После войны Коэн вернулся в Южную Африку, где продолжил медицинское образование. В июле 1948 года он поступил на службу в израильские ВВС и, как опытный пилот, стал летать на чехословацком боевом самолете Avia S-199. Позже он был зачислен в легендарную 101-ю эскадрилью, которой командовал Моди Алон. После того как Алон погиб в бою, Коэн был назначен на его место.

Вскоре после того, как Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание еврейского государства в Палестине, Соединенные Штаты решили не продавать оружие на Ближний Восток. Великобритания же щедро снабжала Иорданию, Египет и Ирак военной техникой. В связи с этим Израиль оказался в затруднительном положении. Война за независимость застала еврейское государство практически безоружным. США, Великобритания и арабские государства были уверены, что военный конфликт продлится не более 10 дней и закончится поражением Израиля.

К началу Войны за независимость на вооружении ВВС Израиля не было ни одного настоящего боевого самолета. Имелось лишь 20 легких самолетов связи Auster, Taylorcraft, Tiger Moth и др., получивших прозвище «Примусы». Первым боевым самолетом ВВС Израиля стал чехословацкий истребитель Avia S-199, который являлся модификацией знаменитого немецкого Messerschmitt Bf-109. Сид Коэн был одним из тех, кому выпала честь сесть за штурвал этого легендарного истребителя.

Возглавляя 101-ю эскадрилью, Коэн командовал лучшими летчиками из ЮАР, Канады, США и Великобритании, уважавшими его не только за профессиональные, но и за личные качества: сильный характер, волю к победе и непревзойденное чувство юмора.

Именно он повел эскадрилью в бой в ходе операции «Йоав», в результате которой были освобождены Центральный Негев и Беэр-Шева. 4-го марта 1949 года Коэн принял участие в параде победы в качестве командира 101-й эскадрильи и начальника военной базы «Хацор». Среди участников парада были Моти Ход, будущий командир ВВС Израиля в Шестидневной войне, а также известный летчик-испытатель Дани Шапиро.

После войны Сид Коэн вернулся в ЮАР и продолжил изучение медицины. Стал квалифицированным врачом, практиковал в Дурбане.

Коэн поддерживал дружеские отношения с Эзером Вейцманом, племянником первого президента Израиля Хаима Вейцмана, который впоследствии стал командиром 101-й эскадрильи. Однажды Вейцман позвонил Коэну и сказал: «Дядя Сид, возвращайся в Израиль!» В 1965 году Коэн вместе с женой и тремя дочерьми репатриировались на историческую родину.

Коэн стал специалистом в области военной медицины; работал в гражданской авиации, в частности, на авиалиниях «Эль Аль». Во время Войны Судного дня служил врачом на вертолетах, эвакуировавших раненых.

В последние годы Коэн страдал болезнью Альцгеймера.

Полина Ковалевич

{* *}