Top.Mail.Ru

Тайна затонувшей «Акулы»

25.01.2016

Советская торпеда, пущенная из страха перед техническим совершенством новой израильской подлодки? Происки Турции, желавшей уничтожить подводного «свидетеля» ее подготовки к захвату Кипра? Или все же ошибка израильских инженеров? Спустя ровно 48 лет никто так и не знает, из-за чего именно затонула израильская подводная лодка «Дакар», что в переводе с иврита означает «акула».

До завершения 20-дневного плавания оставалось четверо суток и чуть более 400 морских миль. В общем-то, этот путь подводная лодка «Дакар» могла бы преодолеть и быстрее. Даже на среднем ходу добраться до места назначения командир «Дакара» Яков Ранаан рассчитывал дня за три. Он уже и готов был при следующем сеансе связи доложить об этом на базу в Хайфе. Позади остался долгий путь из английского Портсмута, где его команда и взошла впервые на борт лодки, приобретенной Израилем у Великобритании. Впереди их ждало торжественное прибытие и встреча с родными. Радость от этой встречи уже мысленно представлял себе, наверное, каждый из 69 членов экипажа. Не подозревая, что этому не суждено будет сбыться.

Миновала полночь. Во вторую минуту наступившего 25 января 1968 года командир Яков Ранаан доложил на базу, что он следует с опережением графика и может прийти в Хайфу на сутки раньше. Но их ожидали именно 29 января, ведь в запланированной торжественной встрече «Дакара» должен был принимать участие премьер-министр Израиля Леви Эшкол. Поэтому вопрос о переносе даты прибытия был исключен. Получив приказ прибыть в порт точно в установленный срок, командир лодки завершил сеанс, условившись выйти на связь через шесть часов.

На связь экипаж лодки более не выходил. А за прошедшие десятилетия никто так и не ответил однозначно на вопрос о том, что же случилось за эти 360 минут и какая из них была роковой для экипажа. Все это время строились различные, порой мистические предположения. И даже представленный в августе 2015 года отчет родственникам погибших не дал точного ответа о причине трагедии. В первые же дни ответов не было и вовсе.

Поиски начались сразу же. Днем того же дня все даже облегченно вздохнули, когда с «Дакара», подав вызов о связи, спросили: «Как слышимость…» Связь тут же исчезла. Но у поисковиков появилась надежда, что дело просто в технической неполадке. Однако поиски не прекращались: самолеты и корабли Израиля продолжали обследовать район центрального и восточного Средиземноморья. Вечером следующего дня подлодка вновь попыталась выйти на связь. Сигналов бедствия субмарина не подавала, и обращение поступило по международному коду, но как только радист попытался перейти на израильский код, связь вновь оборвалась. Так появилось подозрение, что подобные выходы в эфир целенаправленно осуществляются кем-то из многочисленных соседей-врагов, чтобы запутать морское командование Израиля и затруднить поиск субмарины. Наиболее весомые подозрения падали на Советский Союз: после Шестидневной войны 1967 года СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. На заседании правительства 28 января 1968 года, посвященном исчезновению «Дакара», командующий ВМФ адмирал Шломо Арэль открыто высказал такое предположение: «Возможно, нас хотели ввести в заблуждение… Возможно, к исчезновению причастны русские, опасавшиеся оперативных возможностей Дакара. Но я могу лишь предполагать». Предположения было достаточно, чтобы направить официальный запрос правительству СССР, однако ответа на него не последовало. Все это только усилило подозрения.

Каких именно оперативных возможностей «Дакара» могло опасаться враждебное государство, озвучено не было. Дизельная подводная лодка была построена еще в 1943 году, но в середине 50-х годов прошла модернизацию. После того как лодка была куплена Израилем, она была дополнительно отремонтирована и усовершенствована уже израильскими инженерами. А вот что конкретно они улучшили в «Дакаре», не узнает уже, наверное, никто. Однако вдова одного из погибших офицеров в каком-то из интервью расскажет: «…я не исключаю технической неполадки, но у меня есть ощущение, что ни США, ни Израиль не были по-настоящему заинтересованы в том, чтобы “Дакар” был найден и спасен. Они предпочитали, чтобы экипаж погиб и унес с собой все военные секреты, чтобы они не достались третьей стране… На “Дакаре” было установлено новейшее на тот момент техническое оборудование. Я знаю только об одном – он был оснащен неким сверхсовременным на то время перископом, созданным каким-то израильским инженером. Этот перископ позволял следить за тем, что происходит на морской поверхности на расстоянии, в несколько раз превышавшем возможности других перископов. Думаю, это была не единственная техническая новинка, установленная на “Дакаре”».

Нужно сказать, что ВМФ США активно подключился к поиску с первых же минут спасательной операции, как и ряд других государств. Правда, при рассекречивании материалов поисково-спасательной операции на обозрение был представлен протокол выступления Шломо Арэля на вышеупомянутом заседании правительства. Он рассказал министрам, что в ответ на его просьбу задействовать при поиске «Дакара» все имеющееся у американцев современное оборудование, те отказались это сделать. После такого отказа появились предположения, что американцы лишь создают видимость поиска. А на самом деле опасаются, что при обнаружении лодки может выясниться, что она действительно была уничтожена советской торпедой. Тогда США должны были бы жестко отреагировать на нападение на своего союзника. Но с учетом накаленной до предела обстановки в мире это могло легко привести и к третьей мировой, в которую из-за Израиля США вступать не собирались.

На фоне отсутствия данных о хоть сколько-нибудь приблизительном месте нахождения субмарины было даже решено проверить версию, высказанную голландским экстрасенсом. Он заявил, что подлодка лежит на дне моря в районе к западу от Крита и, вероятнее всего, была потоплена ударом торпеды. Так как указанный район считался турецкой вотчиной, в генштаб Турции был направлен запрос о разрешении израильским кораблям и самолетам обследовать этот район. Турция наотрез отказалась, заявив, что поиски в указанном районе проведет самостоятельно, а после сообщит результаты. Через время руководство страны и правда сообщило о результатах поиска, которых попросту не было: ничего найти не удалось. Выдвигались версии, что Турция отказала Израилю в совместных поисках неспроста: в это время страна уже начинала готовиться к вторжению на Кипр, и лишние свидетели были ни к чему. А раз так, то кто знает, может, не пуская израильские суда в свои территориальные воды, Турция точно так же ранее решила «не выпускать» из них «Дакар». Но оснований детально обсуждать подобную версию нет, так как, согласно официальному докладу, после обследования обнаруженной только в 1999 году лодки следов внешнего воздействия – в виде пробоин от торпед – не выявлено. Но ведь бывает и так, что результаты докладов часто подстраиваются под глобальную политику, и должны пройти десятилетия, пока правда архивов будет рассекречена.

Поиски «Дакара» были прекращены 4 февраля 1968 года. Но еще месяц, словно ожидая чуда, экипаж упоминался исключительно как без вести пропавший. И лишь 6 марта экипаж признали погибшим при исполнении задания. До времени обнаружения субмарины было проведено еще более двух десятков поисковых операций, пока наконец технические возможности не позволили обнаружить ее. С помощью подводного робота в мае 1999-го была обследована неопознанная подводная лодка, обнаруженная на глубине трех тысяч метров между Критом и Кипром. Останки были идентифицированы, это оказался «Дакар». На поверхность удалось поднять лишь часть рубки погибшей лодки, установленную позже в Музее ВМФ Израиля. Памятник морякам-подводникам воздвигнут и на горе Герцля в Иерусалиме, и в память о погибших 25 января каждого года проводятся траурные церемонии с участием родственников погибших. Каждый из них по-своему воспринимает доклад прошлого года, в котором умышленное потопление лодки в результате ракетного удара или столкновения с другим судном было исключено, а основной причиной гибели признавались технические неполадки или просто разгерметизация. Для кого-то этим докладом была поставлена точка в почти полувековой истории. Другие сомневаются в правдивости полученных сведений. Некоторые просят не бередить их сердца и не беспокоить души моряков, нашедших покой в море. Разные мнения, но объединяющее всех чувство скорби и доброй памяти о погибших, распространившееся на сотни тысяч неравнодушных сердец. И общие надежды, что подобные трагедии больше не повторятся.

{* *}