Хай элул

07.09.2009

Хай элул — день рождения хасидизма, день рождения ХАБАД, день рождения главной нашей иешивы. Это праздник «воинов дома Давида». Гематрия слова хай — 18, а перевод — живой. Хай элул дает нам жизненную силу на весь месяц раскаяния — на весь элул.

Восемнадцатый день месяца элул — хай элул (слово хай переводится на русский как «живой» и в гематрии составляет 18). От этого дня до конца еврейского года остается ровно 12 дней. По свидетельству наших мудрецов в это время можно исправить все ошибки уходящего года: за двенадцать месяцев — по месяцу за день.

За почти четыре тысячелетия еврейская история столько раз перепахала календарь, что практически на каждый день года приходится одна, а то и несколько, памятных дат. Но есть особые дни, в которых словно клубком свернулась долгая цепь событий, с удивительным постоянством выпадавших из года в год.

Хай элул — йорцайт или день памяти великого Махараля из Праги. Раби Иехуда Лива (Лёв) родился в 1609 году в Познани. Махараль был прямым потомком царя Давида, отпрыском знаменитого рода Талмудистов из Вормса. Он был одним из немногих еврейских философов, говоривших о диалоге между Всевышним и человеком, об изгнании и избавлении, как важнейшей части этого диалога. Владея сокровенными тайнами творения, он создал первого в современной истории робота — Голема (ок.1590 г).

Хай элул это и особый день в истории хасидизма. Именно 18 элула отмечается день рождения нового учения. В этот день в 1700 году родился раби Исроэль Баал-Шем-Тов. В этот же день 26 лет спустя «открылся» ему его учитель пророк Ахия Ашилони.

В этот же день, в хай элул, спустя еще десять лет Баал-Шем-Тов начал открыто проповедовать свое новое учение: служение Всевышнему в радости, познание Всевышнего «во всех путях Его», любовь к «простому» еврею, вера в духовную силу праведников.

Родословное дерево связывает Махараля с другим величайшим учителем хасидизма, основателем ХАБАД Старым ребе, который тоже родился в восемнадцатый день месяца элул в 1745 году. В этот день и месяц местечко Любавичи под Смоленском стало столицей ХАБАД. В 1713 году сюда переехал Средний ребе, второй в династии ХАБАД. Выбор местечка был неслучаен, само название указывает на одну из главных отличительных черт Любавичского хасидизма — любовь к каждому еврею.

А в 1897 году в этот день начались занятия в знаменитой иешиве «Томхей Тмимим». Пятый Любавичский ребе Рашаб говорил: «В восемнадцатый день месяца элул, в день рождения Баал-Шем-Това и Старого ребе, я по велению и с благословения святых отцов и учителей, основал ешиву, которая воспитывает евреев, готовых пожертвовать жизнью ради Торы и служения Вс-вышнему.... Дабы исполнились слова обетования: "Разольются источники твои повсюду", дабы приблизить приход Мошиаха».