Top.Mail.Ru

Куда идут киббуцы?

22.04.2010

Киббуц — один из самых известных социальных экспериментов ХХ века и один из главных символов возрожденного еврейского государства. За сто лет своей истории киббуцы значительно изменились, они уже не являются «витриной сионизма». Теперь это «почетное право» перешло к поселенцам Западного берега. Исконный сионизм первых волн алии постепенно сходит на нет.

Создатели первых киббуцев преследовали как идеологические, так и прагматические цели. В первые годы Израиль был «обществом дефицита», страной в процессе формирования базовых институтов всех сфер жизни. Коллективное воспитание детей, ставшее одной из основных черт киббуцного образа жизни, позволяло взрослым работать в поле или на ферме, в то время как за их детьми присматривали. Киббуцы долгое время пользовались поддержкой и субсидиями различных государственных институтов — от банков до правительства.

Началом конца «киббуцной эпохи» стал приход к власти правого правительства во главе с Менахемом Бегином в 1977-м. Бегин сделал ставку на ту часть общества, которой был чужд «социализм с израильской спецификой»: на представителей восточных общин, выходцев из Северной Африки и Среднего Востока. Приход Бегина вкупе с объективными экономическими факторами привели к радикальным изменениям экономической структуры страны.

К 90-м годам большинство киббуцев превратились в своего рода элитные дома для престарелых: молодежь активно покидает их ради жизни в городе. Всем стало ясно, что система нуждается в модернизации. По мнению Шломо Геца, ислледователя из Хайфского университета, главными переменами киббуцной жизни стали: 1) предоставленная киббуцникам возможности работать «на стороне»; 2) найм работников, не являющихся членами киббуца. Киббуцы стали чем-то вроде спальных районов, находящихся на обочине бурно развивающегося Израиля начала XXI века.    

Одни киббуцы полностью отказались от социализма, другие пытаются найти баланс между старыми идеалами и требованием времени. Член такого «модернизированного» киббуца имеет право работать на стороне, но значительный процент своей зарплаты должен отдать киббуцу. Эти средства идут на поддержание социальных гарантий и позволяют киббуцам платить своим членам пенсии, предоставлять медицинские и другие услуги.  

Старый порядок сохраняется в тех киббуцах, которые «настолько богаты, что могут позволить себе оставаться социалистами». Такие киббуцы владеют промышленными предприятими, производящими востребованную рынком продукцию.

Но и киббуцы, сохранившие «коллективную систему», вынуждены, вводить элементы рынка. Вводится дифференцированная оплата за труд разной степени сложности, а киббуцные столовые все чаще становятся платными.

Многие кибуцы используют шанс, который дала им реструктуризация, чтобы привлечь молодежь. Многие молодые израильтяне уехали из коллективных поселений, чтобы реализовать себя в городе, однако некоторые возвращаются с желанием растить своих детей именно в киббуце. Они готовы пожертвовать многим, ради теплой атмосферы и социальных гарантий, которые может предоставить только киббуц.

 

Михаил Завадский

{* *}