Top.Mail.Ru

Субботние часы еще идут

22.03.2012

«Интересно, почему принцип недельного, семидневного цикла так важен в иудаизме? Не более значимы ли такие естественные циклы, как год, месяц, день и даже час, основанные на астрономических изменениях? Да, идея Шаббата имеет отношение к истории Сотворения мира, но как семидневный цикл связан с природой?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает ученый-эколог д-р Эрни Готфрид:

Вы правы: семидневные циклы имеют мало общего с окружающими нас природными метками времени — Солнцем, Луной, звездами. Но, с точки зрения биологии, семидневные циклы естественны.

Вопросу о семидневных циклах в жизнедеятельности человека посвящено множество научных работ. Ученые скрупулезно фиксировали еженедельные изменения кровяного давления, сердечного ритма, состава крови, температуры тела, работы почек и выделительной системы, состояния зубов, гормонов стресса, нейротрансмиттеров и иммунной системы.

Оказалось, что проще всего отслеживать реакцию организма на стресс, вирусы, бактерии или другие вредоносные воздействия именно по недельным биоритмам. К примеру, симптомы простуды (определяющие сопротивляемость организма вирусу) развиваются именно в течение недели. Симптомы ветрянки (жар и появление высыпаний на коже), как правило, проявляются ровно через две недели после инфицирования организма. Врачи долго исследовали реакцию организма на малярию и пневмонию и пришли к выводу, что острая фаза этих болезней наступает именно через семь дней после их начала.

При трансплантации органов наблюдается та же картина: иммунная система организма начинает отторгать чужеродный орган по истечении семи дней. Через семь дней после операции по трансплантации почки наступает момент, когда врачи могут сказать, как организм реагирует на новый орган — принимает или отторгает его. Именно тогда пациент получает специальные лекарства, которые помогают организму справиться с естественной реакцией иммунной системы. В общей сложности, происходит несколько пиков риска отторжения с промежутком в семь дней — через неделю, две недели, три недели и через месяц. Конечно, можно решить, что эти биоритмы просто подгоняют под социальные рамки, т.е. отсчет ведется в соответствии с рабочим расписанием человека. Однако в данном случае это не так.

Доказательств тому несколько. Одно из них принадлежит хронобиологу Францу Гальбергу, проводившему эксперимент с людьми, изолированными от общества и лишенными возможности определять время. Эти люди провели в пещере 100 дней, и в конце эксперимента ученый обнаружил, что они не сбились с семидневного цикла, по которому жили до этого. Результат занимателен еще и потому, что суточный цикл большинства участников эксперимента составлял около 25 часов.

Кстати, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему постоянно ведете неравный бой с будильником по утрам? Возможно, это связано с тем фактом, что вашему организму требуется именно 25-часовой цикл! Тут можно также найти объяснение главной загадке нашей жизни, сравнимой с тайной Бермудского треугольника или постоянно теряющихся носков: почему в пятницу нам вечно не хватает времени при подготовке к Шаббату, но как только он наступает, мы чувствуем бодрость и силу? Возможно, это происходит потому, что наши суточные биологические часы всегда запаздывают, а недельные ритмы идут по графику!

Между прочим, по недельному циклу живут не только люди. Семидневный цикл биологической активности характерен для грызунов, насекомых, водорослей и бобовых растений.

Разумеется, мы соблюдаем Шаббат не по причине биологической предрасположенности, но всегда приятно знать, что Всевышний сотворил наш мир за шесть дней, а в седьмой день Он отдыхал, и даровал нам Шаббат — не только в память о Сотворении мира, но и как день, который мы можем посвятить отдыху.

Еще одно событие, которому посвящен Шаббат, — это Исход евреев из Египта, история чудесного освобождения еврейского народа из рабства, яркий пример того, как Всевышний способен изменить ход событий в нашем мире, ограниченном рамками материального. Соблюдение Шаббата дарит нам возможность каждую неделю почувствовать бесконечность, ощутить время за пределами хронологических рамок.

В более глубоком смысле, мир построен на основе циклов, состоящих из семи тысячелетий. Седьмое тысячелетие, Шаббат Сотворения, — это время нашего избавления, время прихода Мошиаха, свет которого виден нам уже сейчас. На данном этапе нашей основной задачей является подготовка к его приходу. Наш «суточный ритм» запаздывает, и мы самым естественным образом предрасположены к замедлению процесса выхода из изгнания, мы постоянно ищем лишний час, чувствуя, что у нас еще есть много времени для подготовки. Любавичский Ребе дал нам сигнал, пробудил нас известием о том, что Мошиах придет не позже, а уже сейчас.

И как только наступит этот Великий Шаббат и все сотворенное Всесильным подстроит свое существование под семидневный цикл, наш мир увидит, что нет ничего более естественного, чем жизнь, полная чудес. В конце концов, это ритм, заданный нам с самого начала…

Доктор Эрни Готфрид — любавичский хасид и ученый-эколог. Он разработал и преподавал популярный курс под названием «Вера и Наука».

Tэги: ШАББАТ
{* *}