Иудаизм и теория эволюции

16.01.2013

«Часто можно услышать противоречивые мнения о том, как соотносятся теория эволюции и иудаизм. Прошу вас внести ясность».


На вопросы читателей портала
Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Если вы получали противоречивые ответы, вы, наверняка, задавали этот вопрос евреям. Говорят, что у двух евреев всегда есть три разных мнения. Что ж, это характерная черта еврейского мировоззрения.

Поскольку в этот раз вы задаете вопрос мне, я поделюсь своим мнением. А мнение мое заключается в том, что эволюционная теория и Тора — две различные системы мировоззрения. Теория эволюции представляет собой попытку объяснить нашу жизнь с материалистической точки зрения. В этом аспекте все в мире происходит по воле случая и
по необходимости. С другой стороны, Тора указывает, что за любым предметом или явлением нашего мира стоит единая, продуманная и осмысленная сила.

Можно сказать и так: эволюционная теория и Берешит (первая книга Торы) сходятся в том, что разум человека берет начало из низменной материи. Согласно теории эволюции, если мы оставим низменную материю на длительное время без присмотра, в итоге она (после череды случайных событий и благодаря естественному отбору) станет человеком, способным создавать компьютеры и космические корабли. Книга Берешит же говорит о том, что разум берет начало в еще более развитом разуме.

Можно упростить эти концепции еще и так: в основе теории эволюции лежит убеждение в том, что наша Вселенная материальна, а разум случаен. Концепция сотворения указывает на то, что Вселенная основана на разуме, а материя является иллюзией.

Еще проще: теория эволюции утверждает, что в материальной Вселенной могут появляться разумные создания. Согласно теории сотворения мира, связь событий во Вселенной, в основе которой лежит разум, иногда выглядит нелогично, но эта иллюзия рассеивается, когда вы изучаете мироздание с большим вниманием.

Слияние этих теорий представляет собой крайнюю форму синкретизма.

Стоит отметить, что сочетание слов «естественный» и «отбор» представляет собой оксюморон. «Естественное» подразумевает необходимость, обусловленную закономерностью природы. Отбор предполагает разум. Я не первый, кто обратил внимание на это внутреннее противоречие. Тем не менее я позволю себе предположить, что выбор именно такого словосочетания указывает на то, что ученые подсознательно признают влияние разума на процесс эволюции. На мой взгляд, для человека гораздо более естественно верить в то, что первичная основа Вселенной заключена не в материи, но в разуме.

С другой стороны, я не готов верить в то, что креационистская концепция происхождения жизни научна. Каким образом всеобъемлющий разум сотворил все живое из праха? Ответ на этот вопрос все еще лежит вне пределов понимания человека. Возможно, когда-нибудь будет разработана теория, способная хотя бы частично раскрыть тайну сотворения мира на доступном нам уровне. А может быть, этот день и не настанет. В любом случае, материалистическая эволюционная теория в ее современном виде тоже неспособна раскрыть эту тайну.

Следует отметить, что в прошлом появлялись мыслители, пытавшиеся согласовать иудаизм с теорией эволюции, причем многие из них были авторитетными знатоками Торы. Тем не менее ни один из них не смог найти в книге Берешит ни одной строчки, которая подтвердила бы их предположения. Их ошибка объясняется убеждением в том, что эволюция является научно доказанным фактом. На самом деле все обстоит иначе. Хотя теория Дарвина и ее современные модификации могут стать неплохой основой для изучения некоторых отраслей знания, ни одна из них не преодолела определенный барьер, после прохождения которого может считаться «доказанной». В основе притязаний их авторов на универсальность лежит разум человека, приходящий в ужас от необходимости признать: «Я не понимаю».

Шейндл Кроль