Как правильно хвалить

17.04.2015

Наши мудрецы красноречиво высказывались по поводу лашон-ара злословия. Этот грех, по их мнению, был причиной цараат, проказы, о которой идет речь в текущей недельной главе Торы. Тем не менее один из галахических принципов гласит: «Из плохого можно вывести хорошее» (Недарим 11а). Таким образом, например, строжайший запрет на Хилуль Ашем, осквернение Имени Творца, позволяет нам постичь смысл заповеди Кидуш Ашем, то есть освящения Имени Всевышнего. 

Из того же принципа следует, что существует и концепция лашон а-тов, которая представляет собой нечто большее, чем просто противоположность лашон-ара. Чтобы не нарушать запрет на лашон-ара, человеку достаточно уметь молчать, и, действительно, мудрецы не раз указывали на важность молчания (Авот 1:17, 3:13). Оно спасает нас от злословия, но само по себе ничего не производит, не дает никакого эффекта. Чем же в таком случае является лашон а-тов?

Лашон а-тов — одна из важнейших задач лидера, родителя или друга. Это целенаправленная похвала. Приведем классический текст из трактата Пиркей Авот:

«Пять учеников было у раббана Йоханана бен Заккая: рабби Элиэзер бен Горкенус, рабби Йегошуа бен Хананья, рабби Йосе а-Коэн, рабби Шимон бен Нетаниэль и рабби Эльазар бен Арах. Он определял их достоинства так: “Рабби Элиэзер бен Горкенус подобен выкопанному в земле резервуару для воды, чьи стенки покрыты изнутри известью, так что из него не просочится ни капли; рабби Йегошуа бен Хананья [столь совершенный человек, что] счастлива родившая его; рабби Йосе а-Коэн благочестив; рабби Шимон бен Нетаниэль боится греха, а рабби Эльазар бен Арах подобен неиссякаемому источнику”». (Авот 2:10-11)

Мишна не просто рассказывает нам о том, что у раббана Йоханана бен Заккая были ученики. Свои последователи были у каждого раввина. Повеление «воспитывайте как можно больше учеников» (Авот 1:1) является одним из старейших задокументированных раввинских заветов. Этот отрывок Мишны объясняет, как правильно взращивать учеников. Проще всего окружить себя преданными, лояльными студентами, ни один из которых не сможет развить в себе критический ум и творческие способности. Гораздо сложнее воспитать лидеров. Раббан Йоханан бен Заккай был великим учителем, поскольку пятеро его учеников стали гигантами мысли. А Мишна рассказывает о том, как он этого добился.

Великому мудрецу помог в этом метод «целенаправленной похвалы». В беседах с каждым из своих учеников раввин демонстрировал его сильные стороны. Элиэзер бен Горкенус, «резервуар для воды, из которого не просочится ни капли», был наделен превосходной памятью, а во времена, когда рукописи были редкостью и Устный Закон еще не был перенесен на бумагу, это был очень ценный дар. Шимон бен Натаниель, «боящийся греха», возможно, и не обладал, в отличие от остальных, острым умом, но его полная благоговения натура служила для всех напоминанием о том, что ученики рабби Йоханана бен Заккая были не просто школярами, но святыми людьми, на которых возложена священная миссия. Эльазар бен Арах, «подобный неиссякаемому источнику», отличался творческим мышлением, и постоянно предлагал все новые интерпретации древних текстов.

Революционную силу «целенаправленной похвалы» я обнаружил и благодаря моей замечательной знакомой, недавно почившей Лены Рустин. Она была логопедом и специализировалась на работе с детьми, страдающими заиканием. По мнению Лены, ее маленьких пациентов — а всем им было около пяти лет — важно было воспринимать в контексте их семей. Как правило, в семье соблюдается принцип равновесия: если ребенок заикается, остальные члены семьи подстраиваются под него. Следовательно, если ребенок избавляется от дефекта речи, отношения в семье также необходимо перестроить: измениться должен не только сам ребенок, но и его окружение.

Как правило, мы не любим перемены, сопротивляемся им. Мы склонны подстраиваться под определенную модель поведения, и в конечном счете она становится привычной и комфортной, как старое потертое кресло или разношенная пара обуви. Как создать в семье атмосферу, которая бы поощряла перемены, делала их безобидными, неопасными? Лена Рустин нашла ответ на этот вопрос: с помощью похвалы. Она порекомендовала членам семей своих пациентов каждый день подмечать хорошие поступки друг друга и говорить о них предметно, с благодарностью и похвалой.

В каждой из этих семей доктор Рустин создавала атмосферу взаимной благодарности и поддержки. Она добивалась того, чтобы родители формировали среду, полную самоуважения и уверенности в себе, причем не только для заикающегося ребенка, но и для остальных домочадцев, чтобы все, кто окружает ребенка, перестали бояться перемен и поощряли их друг в друге.

Внезапно я осознал, что Лена нашла решение не только для своих пациентов, но и для всех остальных. Вскоре это ощущение подтвердилось самым неожиданным способом. В телевизионной команде, с которой я сотрудничал, были очень напряженные отношения: работа не ладилась, все винили друг друга. После съемок той части фильма, в которой Лена Рустин учила родителей хвалить и принимать похвалу, члены съемочной группы вдруг стали поступать точно так же: говорить друг другу добрые, одобрительные слова. Напряжение мгновенно спало, и все участники процесса вновь начали получать от него удовольствие. Все дело в том, что похвала дает людям решимость избавиться от отрицательных черт своего характера и полностью раскрыть свой потенциал.

В похвале заключен глубокий духовный смысл. Мы считаем, что религия — это только вера в Б-га. Раньше я никак не мог понять, что вера в Творца должна привести нас и к вере в людей. Мы должны научиться видеть, что люди созданы по Его образу и подобию. Позднее я понял, что дважды повторенная в первой главе книги Берешит фраза «И увидел Бог, что [это] хорошо» учит нас видеть в людях и происходящих с нами событиях хорошее. Также я понял, по какой причине Всевышний сделал так, чтобы у Моше Рабейну на некоторое время появилась проказа на руке. Моше сказал о народе Израиля: «Они в меня не поверят». Тогда ему был преподан основополагающий урок того, что значит быть лидером: неважно, верят ли они в тебя, главное, что ты веришь в них.

Еще одну важную вещь о силе похвалы я узнал от другой умной женщины, психолога Стэнфордского университета Кэрол Двек. В своей книге «Гибкое сознание» она утверждает, что существует два принципиально разных типа человеческого мышления. Мышление, установленное на данность, предполагает, что все люди рождаются с раз и навсегда определенным набором качеств; мышление, установленное на рост, основано на уверенности в том, что время, старание, регулярная практика и упорство помогут нам приобрести и развить желаемые качества. Люди с первым типом мышления никогда не идут на риск, опасаясь, что если у них что-то не получится, значит, они не так хороши, как о них думали. Люди со вторым типом мышления, напротив, склонны рисковать, потому что воспринимают неудачи как часть своего жизненного опыта, благодаря которому становятся сильнее. Соответственно, есть правильная и неправильная похвала. Родители и учителя не должны хвалить детей абстрактно, абсолютно: «Ты такой талантливый! Ты звезда!» Детей нужно хвалить за конкретные приложенные усилия: «Ты очень старался, ты приложил максимум усилий». Похвала должна поощрять развитие мышление роста, а не данности.

Возможно, именно в этом кроется причина того, почему судьбы двух самых талантливых учеников рабби Йоханана бен Заккая сложились столь печально.

Следующий после упомянутого выше отрывок Мишны гласит:

«Он [рабби Йоханан бен Заккай] говорил: “Если бы всех мудрецов Израиля положить на одну чашу весов, а Элиэзера бен Горкенус на другую, он перевесил бы их всех”. А Аба Шауль говорил от его имени: “Если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов и с ними вместе Элиэзер бен Горкенус, а Эльазар бен Арах на другой, он перевесит всех”». (Авот 2:12)

К сожалению, в конечном счете Сангедрин объявил рабби Элиэзеру бен Горкенус херем (высшую меру осуждения) за то, что он не уступал мнению большинства в отношении законов Галахи (Шаббат 147
b). Рабби Эльазар бен Арах также отделился от верховного суда: все члены Сангедрина отправились в иешиву Явне, а он — в Эммаус. Жилось в Эммаусе хорошо, но других мудрецов Торы там не было. Вскоре Эльазар бен Арах позабыл святое учение, и от его былого величия не осталось и следа (Бава Меция 59b). Вероятно, в этот раз похвала рабби Йоханана бен Заккая дала обратный эффект: он хвалил не старания своих последователей, а присущие им от природы качества. В итоге его ученики развили в себе мышление данности, вместо того чтобы вместе с другими мудрецами продолжать интеллектуально совершенствоваться.

Умение правильно и вовремя хвалить является ключевым навыком любого лидера. Видя в людях хорошее и прямо указывая им на это, мы развиваем их потенциал, помогаем достичь желаемого. Отмечая их старания, а не присущие им изначально качества, мы стимулируем рост, о котором Гилель говорил: «Кто не прибавляет, теряет» (Авот 1:13).

Правильная похвала способна изменить жизнь. Такова сила лашон а-тов. Злословие нас принижает, похвала же возносит на высоту.

раввин Джонатан Сакс

Шейндл Кроль