Top.Mail.Ru

Ответственность еврея

01.05.2015

Глава из Торы, которую мы читаем на этой неделе, включает в себя две фундаментальные заповеди иудаизма, затрагивающие самую суть еврейской самоидентификации. 

Не оскверняйте Мое святое имя; Я должен освятиться среди сынов Израиля. Я — Господь, Тот, Кто освящает вас, Тот, Кто вывел вас из земли египетской, чтобы быть вам Б-гом. Я — Господь (Ваикра 22:32).

Эти заповеди — запрет осквернения имени Творца (хилуль Ашем) и повеление прославлять Его имя (кидуш Ашем). Каков их смысл и что они означают?

В первую очередь, мы должны понять концепцию «имени» в отношении Б-га. Каждый человек имеет имя. Следовательно, «имя» Творца определяет Его положение в мире. Как люди Его воспринимают, признают, уважают и почитают?

Заповеди о кидуш Ашем и хилуль Ашем определяют образ жизни и судьбу еврейского народа. Именно это имел в виду пророк Йешаягу, говоря: «Вы мои свидетели, говорит Б-г, что Я — Господь» (Книга пророка Йешаягу 43:10).

Б-г народа Израиля — Б-г всего человечества. Он — Создатель Вселенной и самой жизни. Всех нас — и евреев, и неевреев — Он сотворил по Своему образу и подобию. Он заботится о каждом из нас: «Добр Господь ко всем, и милосердие Его на всех творениях» (Тегилим 145:9).

Б-г народа Израиля никоим образом не сравним ни с божествами, в которых верили народы древности, ни с реальностью, которую представляют себе современные атеисты. Б-г — это не природа. Он ее Создатель. Всевышний — это не Вселенная в физическом смысле. Он далеко выходит за ее пределы. Науке понимание Творца недоступно: Его нельзя ни измерить, ни определить. Он вообще ни на что не похож. Каким же образом мы Его познаем?

Тора объявляет, что Б-га можно познать (не исключительно, но преимущественно) сквозь призму истории еврейского народа и его образа жизни. В конце своей жизни Моше сказал:

Расспроси о прежних временах, о том, что было до тебя, с того дня, когда Б-г сотворил человека на земле. Было ли что-нибудь подобное этому великому делу, слыхано ли что-нибудь подобное — от одного края небес до другого? [Случалось ли], чтобы какой-нибудь народ слышал голос Б-га, говорящего из огня, как слышали вы, и остался жив? Пытался ли какой-нибудь бог прийти и взять себе народ, [живущий] среди [другого] народа, — испытаниями, знамениями, чудесами и войнами, [совершаемыми] мощной рукою, простертой десницей и великими страхами, подобно тому, как сделал это для вас Господь, ваш Б-г, в Египте, у вас на глазах? (Дварим 4:32-34).

33 века тому назад Моше уже знал, что еврейская история была и будет неповторимой и уникальной. Ни один другой народ на протяжении своей истории не подвергался таким испытаниям. Ни одна другая религия не возникла по прямому указанию Б-га целому народу, как это случилось с евреями у горы Синай. Отсюда следует, что весь мир знает Всевышнего — Б-га откровения и избавления — благодаря народу Израиля. Мы и есть свидетельство существования силы за пределами нашего понимания. Мы — посланники Творца в этом мире.

Следовательно, когда наше поведение вызывает восхищение иудаизмом как верой и образом жизни, мы исполняем заповедь кидуш Ашем, освящаем имя Создателя. А когда мы поступаем противоположным образом и другие народы начинают презирать Б-га евреев, — мы совершаем хилуль Ашем, оскверняем Его имя.

Именно это имел в виду пророк Амос, говоря: «Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают… чтобы бесславить святое имя Мое» (Книга пророка Амоса 2:7).

Когда евреи ведут себя неэтично и несправедливо, они совершают хилуль Ашем. И тогда другие народы говорят: «Я не могу уважать религию или Б-га, который воодушевляет людей на такое поведение». Это верно и в большем, всемирном масштабе. Об этом неустанно твердил пророк Йехезкель, который после разрушения Первого Храма отправился в вавилонское изгнание. Вот, что он услышал от Б-га:

И разбросал Я их среди народов, и рассеяны были они среди стран; по пути их и по деяниям их Я осудил их. И пришли они к народам, к которым пришли они (изгнаны были), и оскверняли имя святое Мое, [ибо] говорили о них: “Народ Господень они, и из земли Его вышли!” (Книга пророка Йехезкеля 36:19-20).

Когда евреи повержены и изгнаны, это не только их трагедия. Это — трагедия Б-га. Он чувствует Себя подобно отцу, на глазах которого позорят и отправляют за решетку родного сына. Его охватывает чувство стыда и, хуже того, понесенного им громадного ущерба. «Как случилось, что, несмотря на все, что Я сделал для своего сына, Я не смог спасти его от него самого?» Когда евреи верны своей миссии в этом мире, когда они продолжают жить, становятся первыми и вдохновляют остальных, имя Творца возвышается. Именно это имел в виду пророк Йешаягу, говоря: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (Книга пророка Йешаягу 49:3).

Такова логика кидуш Ашем и хилуль Ашем. Судьба «имени» Б-га в нашем мире зависит от нас самих и от наших поступков. Ни на один другой народ еще не была возложена столь колоссальная ответственность. А это значит, что она возложена и на каждого из нас индивидуально.

Когда еврей, особенно религиозный еврей, совершает дурные поступки — не соблюдает нормы деловой этики, идет на поводу у своей похоти, допускает расистские высказывания или с презрением относится к окружающим — его деяния влияют на весь народ, равно как и на иудаизм. А когда еврей, в особенности религиозный, совершает добрые поступки — не обманывает партнеров по бизнесу, проявляет заботу о жертвах насилия, демонстрирует духовную щедрость — это не только благотворно влияет на всех евреев, но и укрепляет уважение окружающих к религии в целом, а, следовательно, и к Б-гу.

Вот что пишет Маймонид в своде законов о заповеди кидуш Ашем:

Если этот мудрец тщательно следил за своим поведением, разговаривал с людьми вежливо, вел себя с ними по-дружески, принимал их благожелательно, был обижаем ими, но не обижал их; уважал их и даже презирающих его почитал, был честен в торговле… и всегда он выполнял больше, чем от него требует буква Закона, а также не отдалялся от людей и не уединялся — такой человек освятил имя Б-га (Мишне Тора, Хильхот Йесодей а-Тора 5:11).

Раввин Норман Ламм (в прошлом ректор нью-йоркского Университета-Иешивы) рассказывал удивительную историю об официанте по имени Мендл с одного круизного лайнера. В 1976 году, когда мир узнал о том, как отважные израильтяне освободили заложников во время операции в Уганде, пассажиры судна, на котором путешествовал раввин Ламм, захотели отблагодарить Израиль и весь еврейский народ. Среди членов экипажа нашелся только один еврей — официант по имени Мендл. На торжественной церемонии капитан от лица всех пассажиров поздравил Мендла, который внезапно оказался персональным представителем еврейского народа. Нравится вам это или нет, но каждый из нас — такой же представитель еврейского народа. То, как мы живем, как ведем себя и относимся к окружающим, оказывает влияние не только на жизнь нас самих, но и на жизнь всех евреев мира, а значит — на иудаизм и Б-га народа Израиля.

«Не бойтесь величия. Одни родятся великими, другие приобретают величие, а иным его бросают», — писал Шекспир в «Двенадцатой ночи». На протяжении всей истории евреям именно бросали величие. Как пишет Милтон Гиммельфарб, «общая численность еврейского народа меньше небольшой статистической погрешности при переписи населения в Китае. Но мы превосходим собственное количество. И с нами, и вокруг нас происходят великие дела».

Всевышний доверял нам настолько, что сделал нас Своими представителями в этом бездушном и жестоком мире. Выбор остается за нами. Станут ли наши жизни исполнением заповеди кидуш Ашем, или же, не дай Б-г, все будет совсем по-другому? Совершить поступок, даже и единственный в своей жизни, сделать так, что всего один человек почувствует благодарность за то, что есть Б-г, который вдохновляет людей на такие деяния, — великое достижением, к которому может стремиться каждый. Прекрасно определил эту задачу Шекспир, сказав: «Не бойтесь величия!»

раввин Джонатан Сакс

{* *}