Top.Mail.Ru

Считайте годы, а не дни

08.05.2015

В двух последних недельных главах Торы содержатся сходные заповеди, связанные со счетом времени. На прошлой неделе мы читали о счете Омера, 49-дневном периоде между вторым днем Песаха и Шавуотом:

Отсчитайте от второго дня праздника — от дня, когда вы принесете сноп возношения, — семь недель. [Недели] должны быть полными: отсчитайте пятьдесят дней — до дня, следующего за седьмой неделей, — и совершите новое хлебное приношение Господу.
(Ваикра 23:15-16)

На этой неделе мы читаем о подсчете лет и вычислении юбилейного года:

Отсчитай себе семь лет отдохновения — семь раз по семь лет — и время этих семи лет отдохновения составит сорок девять лет. И протруби в рог: в седьмом месяце, в десятый день месяца, в День Искупления, трубите в рог по всей вашей стране. Освятите пятидесятый год: объявите свободу всем жителям страны. Это будет у вас юбилей; пусть каждый из вас возвратится в свой надел, пусть каждый возвратится к своему семейству.
(Ваикра 25:8-10)

Между этими двумя способами подсчета существует, однако, существенное различие, не всегда учитываемое при переводе священного текста на другие языки. Когда речь идет о счете Омера, используется множественное число (у-сфартем лахем). О подсчете лет говорится в единственном числе (ве-сафарта леха). В соответствии с устной традицией, это различие зависит от того, кто ведет тот или иной счет. Заповедь счета Омера является обязательной для каждого из нас (Мишна, тр. Менахот 65б), поэтому при ее описании используется множественное число. Вычисление юбилейного года — обязанность членов бейт-дина, то есть высшего суда, Сангедрина (Сифра, Бехар 2:2; Маймонид, Хильхот Шмита ве-Йовель 10:1). Эта заповедь касается еврейского народа в целом и исполняется от его имени членами суда, поэтому здесь употребляется единственное число.

В данном случае косвенно речь идет о важнейшем принципе лидерства. Будучи обычными людьми, мы считаем дни; но, став лидерами, мы должны считать годы. Обычный человек может думать о завтрашнем дне, но лидер должен думать в перспективе, сосредотачивая взгляд на далеком горизонте. «Кто мудр?» — спрашивает Бен Зома и отвечает: «Тот, кто предвидит последствия» (Мишна, тр. Тамид 32а). Мудрые лидеры думают о том, какие последствия повлекут за собой их решения на много лет вперед. В 70-х годах XX века на вопрос о том, что он думает о Французской революции 1789 года, китайский политический лидер Чжоу Эньлай ответил: «Прошло слишком мало времени, еще рано судить».

Еврейская история изобилует примерами лидеров, мыслящих как раз на перспективу. Когда накануне исхода из Египта Моше Рабейну обратил внимание евреев на то, как они впоследствии должны будут рассказывать эту историю своим детям, он сделал первый шаг на пути к тому, чтобы сделать иудаизм религией, построенной на образовании, учебе и разуме, что стало одной из самых главных и судьбоносных идей.

На протяжении всей книги Дварим Моше проявляет потрясающую проницательность, говоря о том, что народ Израиля поймет, что его истинным испытанием станет не рабство, а свобода, не нищета, а богатство, не скитания по свету, а обретение своего собственного дома. Опередив на два тысячелетия концепцию мусульманского историка XIV века Ибн Хальдуна, он предсказал, что с течением времени, как только евреи начнут преуспевать, они подвергнутся риску утратить свою асабию, то есть социальное сплочение и групповую солидарность. Во избежание этого Моше Рабейну предписал образ жизни, основанный на завете, памяти, коллективной ответственности, справедливости, социальной защите и интеграции — и эта формула остается самой эффективной моделью сильного гражданского общества и сегодня.

Когда жители Иудейского царства были изгнаны со своей земли в Вавилонию, пророк Ирмиягу в своем послании к ним высказал мысль (Книга пророка Ирмиягу 29:1-8), ставшую первой выраженной идеей существования творческого меньшинства. По его мнению, народ мог сохранить свою идентичность в изгнании, работая на благо общества в целом, тогда в конечном итоге евреи смогут вернуться домой. Это письмо стало наставлением, по которому с тех самых пор еврейские общины диаспоры живут уже 26 веков.

Когда в середине V века до н.э. пророки Эзра и Нехемия собрали евреев у Водяных ворот Иерусалима и устроили первый в истории мира образовательный семинар для взрослых (Книга пророка Нехемии 8), они открыли людям истину, нашедшую свое подтверждение через несколько столетий, в эпоху эллинизма. Истина эта заключалась в том, что главная битва, определяющая будущее еврейского народа, ведется в сфере культуры, а не силами оружия. Маккавеи одержали победу в противостоянии с Селевкидами, но созданное ими еврейское царство впоследствии переняло идеологию эллинизма.

Когда раббан Йоханан бен Закай сказал напавшему на Иерусалим римскому императору Веспасиану: «Дай мне Явне с его мудрецами» (Мишна, трактат Гиттин 56б), он спасал будущее народа Израиля, обеспечив евреям источник духовного и интеллектуального лидерства.

Среди всех еврейских духовных лидеров особым даром предвидения обладали раввины первых двух веков новой эры. Именно они упорядочили традиции Устного закона, стуктурировав их в Мишне, а в дальнейшем и в Талмуде; они сделали изучение текстов основой религиозной культуры иудаизма; они составили тексты молитв и привели их к той форме, которой пользуются в еврейских общинах всего мира и сегодня; они разработали целый комплекс раввинистических постановлений, ставших «оградой для закона» (Пиркей Авот 1:1). Они сделали то, что еще ни удавалось другим религиозным лидерам, разработав правила образа жизни, способного сохранить народ в изгнании и рассеянии, продолжающемся более двух тысяч лет.

В начале XIX века, когда некоторые раввины, в том числе Цви Гирш Калишер и Йегуда Алкалай, начали говорить о возможном скором возвращении в Землю Израиля, они вдохновили и светских евреев, Мозеса Гесса, Льва Пинскера, Теодора Герцля, и даже неевреев (например, Джорджа Эллиота, чей роман «Даниэль Деронда», вышедший в 1876 году, стал одним из первых панегириков сионизму). Благодаря этому движению появились евреи, готовые поселиться на земле, которая в будущем стала территорией Государства Израиль.

Благодаря тому, что уцелевшие в Катастрофе руководители иешив и главы хасидских династий поощряли своих приверженцев активно вступать в браки и заводить много детей, они дали начало возрождению еврейской жизни после Холокоста. Благодаря им сегодня в иешивах и других еврейских образовательных учреждениях учится максимальное количество евреев за всю историю, больше, чем в знаменитых центрах еврейской учености XIX века — иешивах Воложина, Поневежа и Мира.

Великие лидеры думают с расчетом на перспективу и выстраивают будущее. В условиях современной светской культуры, характеризующейся господством клипового мышления, когда каждый имеет право лишь на 15 минут славы, такое планирование — большая редкость.

Тем не менее настоящими лидерами мирового бизнеса стали те, кто играл в самую долгую из всех игр. Билл Гейтс в Microsoft, Джефф Безос в Amazon, Ларри Пейдж и Сергей Брин в Google и Марк Цукерберг в Facebook были готовы к длительному ожиданию, прежде чем созданные ими компании начали приносить прибыль. Компания Amazon, к примеру, была основана в 1995 году и не приносила никакой прибыли до конца 2001-го. Истории успеха этих людей стали исключительными примерами мышления на перспективу и долгосрочного планирования.

Несмотря на то что со времен разрушения Второго Храма у нас не было пророков, нет ничего сверхъестественного или мистического в способности предвидеть последствия того или иного решения. В основе понимания будущего лежит тщательное изучение прошлого. Великие шахматисты хранят в памяти такое количество партий, что при первом взгляде на комбинацию фигур на доске могут сказать, что нужно сделать для победы и сколько для этого понадобится ходов. Крупнейший в мире инвестор Уоррен Баффет в молодости провел столько времени за чтением корпоративных отчетов, что развил в себе уникальную способность видеть перспективные проекты. Уже в 2002 году, за пять лет до наступления финансового кризиса в США, он говорил, что производные финансовые инструменты и обеспечение займов являются «финансовым оружием массового поражения». Это пророчество было истинным, но осталось незамеченным.

На протяжении долгих лет, что я возглавлял Главный раввинат Великобритании, мои сотрудники (а я твердо верю, что положение лидера всегда должно быть подкреплено сплоченной работой команды) задавали мне вопрос: как наша работа повлияет на жизнь еврейской общины через энное количество лет? Наша задача заключается в том, чтобы созидать не для себя, а для наших детей и внуков. Огромный вызов целой системе заключался в том, чтобы из общины, гордящейся прошлым, стать народом, смотрящим в будущее. Вот почему цель нашей миссии мы сформулировали в форме вопроса: будут ли наши внуки евреями?

Задача лидерства, поставленная в недельной главе Бехар, звучит так: считайте годы, а не дни. Храните веру в прошлое, но смотрите в будущее.

раввин Джонатан Сакс

{* *}