День рождения евреев

28.04.2016

Из всех известных миру историй рассказ о Песахе – самое древнее, захватывающее и революционное повествование. Это история о том, как группа рабов нашла свой путь к свободе, совершив исход из величайшей и самой древней империи тех времен – а впрочем, всех времен. Эта история – о том, как высшая Сила вмешалась в ход истории и освободила бесправных и беззащитных; о том, как возможность одержала победу над вероятностью; о том, что значит быть евреем – стать символом надежды.

История Песаха наглядно демонстрирует нам, что истинная сила нации заключена не в военных доспехах, колесницах и боевых конях, а значит, и не в танках, ракетах и ядерных боеголовках. И не в громадных статуях и монументальных архитектурных сооружениях; и не в откровенной демонстрации богатства и вседозволенности власть имущими. Сила народа зависит от гораздо более простых вещей – скромности и веры. Скромности перед Творцом и веры в освобождение, которое принесет Он, вершитель судеб и истории. Песах – вечный укор всем тем режимам, которые силой удерживают и угнетают людей, своих собратьев.

Эту историю вот уже сотни поколений наши предки передавали своим детям, а те со временем – своим. Сегодня, спустя тысячелетия, мы сохраняем эту традицию. Нам известно, что значит быть народом истории, хранителями повествования, не запечатленного в иероглифах на стенах огромного строения, а сбереженного в памяти живых людей; народа, ставшего свидетелем и участником самого мощного за всю историю раскрытия Высшей силы, зовущей нас в мир свободы.

Песах – не просто еще один праздник еврейского календаря; он скорее знаменует день рождения евреев как свободного народа, отправившегося в заповеданную ему Землю. На мой взгляд, Песах – ключевое событие, ставшее основой иудаизма. Во-первых, с самого начала библейского текста, уже повествований о жизни – Авраама, Ицхака и Яакова – мы видим отголоски будущего Исхода. Во-вторых, память о том, «как были вы рабами в Египте», стала фундаментальным «мотивом» для исполнения евреями заповедей на протяжении стольких тысячелетий. Исход не был очередным событием истории – он лег в основу еврейского закона и логики жизни.

В-третьих, ключевыми элементами иудаизма стали протест и противопоставление Египту и установленным там законам и нормам жизни. И это различие между обычаями Египта, с его религиозными культами и рабами, бессмысленными убийствами и жестокостью, угнетением всего оппозиционного и свободного, и обычаями, установившимися в народе Израиля и базирующимися на Десяти заповедях, это на самом деле то же самое различие, которое отделяет и сегодня варваров и террористов от цивилизованного мира, находящегося в дискурсе библейского морально-нравственного континуума.

Все ключевые моменты истории Песаха актуальны и сегодня: рабство и свобода, политика и власть, государство и общество, достоинство человека и личная ответственность. Ни одна из этих тем с тех времен не осталась в прошлом. История Песаха всегда будет на повестке дня.

Основой праздника стал конкретный исторический опыт народа. В Торе говорится о том, что народ Израиля был разрозненной группой рабов с общей историей, они пришли в Египет с севера, влекомые голодом, и с течением времени стали жертвами режима. К тому моменту, когда евреи должны были совершить Исход, Египет как империя фараонов существовал уже около 18 столетий и был древнейшей цивилизацией тех времен. За тысячу лет до рождения Моисея египтяне возвели пирамиду Гизы, которая оставалась самым высоким сооружением до 1889 года, когда была построена Эйфелева башня. На протяжении почти четырех тысячелетий! Вдумайтесь в это число.

В 1922 году английский археолог Говард Картер совершил открытие гробницы Тутанхамона, продемонстрировавшей всю роскошь и богатство дворца фараона. Если историки не ошиблись и фараоном во время Исхода евреев был Рамсес II, на тот момент Египет пребывал на пике своего могущества, был самой влиятельной империей древнего мира. И евреи победили Рамсеса и Египет. Событие совершенно невероятное по масштабам того, да и сего времени.

Однако истинная суть истории о Песахе не в чудесном спасении, она еще глубже – эта история открывает перед нами новое видение общества, каким оно могло бы быть, если бы мир жил по законам Б-га, и каким оно неизбежно однажды будет. История Песаха – о победе угнетенных и поражении палачей.

Генрих Гейне говорил: «Начиная с Исхода, свобода всегда говорила с еврейским акцентом». Эту свободу французский философ Эммануэль Левинас назвал «трудной свободой», сформулировав всеобщую нравственную максиму, кодекс личной и коллективной ответственности. Песах дает нам возможность пройти от горькой травы рабства через хлеб бедности к окончательному освобождению.

Джонатан Сакс


Шейндл Кроль