Каббала абсурда

09.03.2009

Основное препятствие на пути правильного понимания значения Пурима заключается в том, что люди часто путают сумасшествие и абсурд. А различия между этими явлениями отнюдь не лежат на поверхности. Сумасшествие дешево, а абсурд оригинален. У безумия нет разума. Абсурд — это интеллект в контексте безумия.

Мы прекрасно знаем, что такое безумие. Третью часть жизни мы лишены разума и находимся в состоянии безрассудства. Днем мы пытаемся принимать рациональные решения и извлекать смысл из всего, что делаем. А ночью происходят удивительные метаморфозы. Мы погружаемся в тишину, и наступает безумие. Мир выживает, но лишь потому, что мы изолируем свое безумие и ограничиваем его территорией собственной кровати. Тем не менее это безумие, а не что-либо иное.

Мир полон безрассудства, и его гораздо больше, чем благоразумия и здравого рассудка. Сама природа является причудливым сочетанием симметрии внутри хаоса, показывающим нам значимость случайности, своеобразным подобием сигнала, исходящего из шумового фона. Ученые фокусируют его на определенных шаблонах, предсказуемых, имеющих определение и известных в пределах разумного. Его мир — абсолютная фантазия; реальность ему неподвластна, ведь она по большей части ненормальна.

Религии основаны на неаргументированных догмах. Математика — на аксиомах, предшествующих теоремам. Философия ищет способы опровержения вероучений и аксиом — к несчастью, безуспешно. А все потому, что без сумасшествия нашего мира нет.

А теперь я расскажу вам о Каббале здравомыслия, безумия и абсурда: в нашем мире безумие находится ниже разума. В высшем же мире все обстоит не так. Здравомыслие — это Всевышний, сжимающий Свой бесконечный свет, «подгоняющий» его под ничтожные размеры мира, играющий на нотах в точном соответствии с ритмом метронома, следующий цветовой гамме в строгом порядке, закрепленном по номерам. Результат может быть великолепным, прекрасным, достойным бесчисленных докторских диссертаций, но все это не более чем удушающая смирительная рубашка вечной жизни бесконечного Б-га.

Свободное состояние Бесконечного Света не поддается разумному объяснению. Возможно существование всего, что угодно, неожиданно сменяющееся небытием. В условиях, когда существование всего на свете возможно, и исходя из этого, ничего из этого не существует, реальности нет места. О чем бы ни шла речь, все это лишено здравого смысла и значения — все равно, что объяснение несмышленого ребенка.

Каббалисты называют эту условную реальность миром Тоху (Хаос), за которым следуем мир Тикун (Исправление). Согласно хасидскому учению, этот мир являет собой трансцендентный (запредельный) свет. Отсюда берет начало хаос, аксиомы, догмы и сумасшествие нашего безумного мира. Мир Тикун, как и ограниченный, постоянный, имманентный свет (следующий за запредельным светом), олицетворяются упорядоченностью и объяснимостью. И поэтому у безумия не хватает силы для победы над здравым смыслом.

Более того, мир Тикун является для мира Тоху и неотъемлемым «партнером», и целителем. Трансцендентность дополняется имманентностью. И тут наступает время для абсурда.

Праздник Пурим абсурден, потому что абсурден иудаизм. А иудаизм абсурден потому, что сам факт существования еврейского народа поражает своей нелепостью. Ну и разумеется, первична тут абсурдность Б-га. Все просто: иудаизм абсурден потому, что ему нужен абсурдный Б-г. Такой Б-г, который существует в самом центре бездеятельного трансцендентного безумия и вдруг произносит: «Это мой народ, народ этого мира фантазий, и Я должен его спасти».

Евреи абсурдны потому, что они продолжают свое существование. Этому нет никакого логического объяснения. Более того, мы вдруг настаиваем на своем праве говорить Б-гу, что нужно делать. И это не очередной глупый божок, восседающий на троне и волнующий природу. Речь идет о безусловной Реальности Бытия. Мы заходим в тронный зал, в который могли бы никогда и не попасть (ведь в данной реальности нас не существует, да и не может существовать), и говорим: «Мы расскажем Тебе, как нужно править Твоим царством».

Пурим абсурден потому, что Аман владел секретом Всевышнего о безумии, и он восстал против правил здравомыслия, бросив жребий. Тем самым он не дал раскрыться своему здравому смыслу, обратившись к Хаосу. Начав враждовать с Мордехаем, Аман ожидал поймать удачу; он жаждал победы, но оказался в мире, где ничто не имеет значения, а все шаблоны и установки остались в мире, от которого он отказался.

Это и стало для министра началом конца. Он и не предполагал, что Всевышний не имеет ничего общего с явлениями, которые можно или объяснить, или просто объявить безумными. Потому, что Б-г абсурден.

Абсурдна вся реальность. Как если бы, к примеру, царь издал указ, согласно которому те, кого он считает нужным уничтожить, должны начать обороняться от тех, кто (опять же, по замыслу правителя) должен их уничтожать. А царь в это время возносит молитвы о победе первых.

Как свет побеждает тьму, мир Тикун побеждает мир Тоху, так же и евреи одерживают победу в борьбе с изгнанием. Да удостоит всех нас Всевышний скорейшего избавления.

Цви Фриман

Шейндл Кроль

Tэги: Пурим