Проверка на мнимость

25.01.2019

Около месяца назад ушел из жизни выдающийся израильский писатель Амос Оз. Далеко не все в Израиле разделяли его политические взгляды, но вот с тем, что писателем он был великим, не спорил никто. Амос Оз завещал похоронить себя по светскому обряду – без каких-либо религиозных церемоний. И лишь после его смерти выяснилось, что в последние годы он общался с некоторыми раввинами и за бутылкой виски часами говорил с ними о Б-ге, Торе, настоящем и будущем еврейского народа. И хоть они почти никогда не сходились во мнениях, это не мешало им питать самую искреннюю симпатию друг к другу.

Лет десять назад я брал интервью у ныне уже покойного телеведущего и политика Томи Лапида – одного из самых яростных борцов с религиозным засильем в Израиле и лидера антиклерикальной партии «Шинуй». И он рассказал мне, что тоже любит коротать время, изучая текст Торы. «Я против религии, но не против нашего духовного наследия, основой которого является Тора», – объяснял он.

И многие мои знакомые, вполне атеистически настроенные, но числящие себя образованными и интеллигентными людьми, соглашаются, что Десять заповедей, которые, к слову, будут читать в синагогах в эту субботу, стали фундаментом общечеловеческой этики. Пропустив в компании рюмку-другую коньяка, они любят порассуждать о том, что «Тора – это, конечно, компиляция древнееврейских легенд, но вот Десять заповедей – это да, вечный моральный закон».

Множество раз мне приходилось слышать, как образованные люди с насмешкой говорили о Священных текстах, но тут же они – и евреи, и христиане – присягали на верность Декалогу. Впрочем, когда сидящий во мне чертик всё же выпрыгивал наружу, и я просил собеседников просто перечислить те самые Десять заповедей, с которыми они якобы знакомы, то «образованные и интеллигентные люди» могли назвать от силы две-три: «Не убей», «Не укради». Самые продвинутые вспоминают про уважение к родителям – на этом образованность, как правило, заканчивается.

Меж тем дарование Десяти заповедей – это, несомненно, одно из главных событий в истории человечества и уж, безусловно, важнейшее в жизни нашего народа. Потому что именно там, у горы Синай, евреи и превратились в единый народ. Видно это даже на лингвистическом уровне: когда евреи подошли к горе Синай, то библейский текст вдруг заговорил о них в единственном числе: «И разбил лагерь Израиль напротив горы». Шли они туда из Египта сорок дней, сомневаясь и переругиваясь по дороге, осознавая свои ошибки и мучительно преодолевая их, медленно, но верно начиная ощущать общность своей судьбы. И почувствовали себя единым народом в момент дарования Десяти заповедей.

И сегодня, когда еврейский народ все еще разбросан по всему миру, расколот на светских и религиозных, ашкеназов и сефардов, правых и левых, наше единство базируется только на одном – всё том же цельном камне горы Синай, лежащем в фундаменте нашего национального самосознания. И пусть каждый признаёт эту важность на свой манер и спорит о ней до хрипоты, но спорит он именно о ней! Это всегда понимали лидеры еврейского народа, в том числе и стоявшие на совершенно светских позициях первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, писатель Амос Оз и политик Томи Лапид.

И очень важно отметить, что библейский отрывок, содержащий текст Декалога, не случайно называется «Итро» – в честь царя-жреца, поклонявшегося идолам, но ставшего тестем Моисея и пришедшего к монотеизму и полному признанию Десяти заповедей. Таким образом, мы понимаем, что библейский текст обращен в конечном счёте не только к евреям, но и ко всему человечеству, а Десять заповедей изначально были призваны стать основой морального кодекса человечества.

И да, возьмите Пятикнижие, найдите и запомните Десять заповедей – хотя бы для того, чтобы с чистой совестью называть себя образованным и интеллигентным человеком.

Комментарии