Тоже мне враг нашёлся

30.04.2021

Почему израильских солдат обвиняют в военных преступлениях по отношению к арабам, даже когда они их целуют в попу, разбирался наш колумнист.

На днях увидел свет очередной отчёт Human Rights Watch, в котором Израиль был традиционно обвинён во всех грехах. На этот раз – в «военных преступлениях по отношению к арабам и проведении политики апартеида», хотя в минувший год войн с арабами вроде не было. Да и не только израильская граница была закрыта, да и не только для палестинцев – по всему миру ввиду коронавируса границы были закрыты для всех. Так что апартеид в минувшем году был всеобщий.

И пусть все давно знают цену этим обвинениям, но каждый раз они воспринимаются в Израиле крайне болезненно – на это и расчёт! – и вызывают бурю эмоций. А также заведомо обреченные на провал попытки оправдаться – будто международные функционеры готовы услышать нас.

И, думается, нас в этой эмоции можно понять: на протяжении всей своей многотысячелетней истории мы так часто проходили через гонения, унижения и дискриминацию, что любая попытка уподобить нас гонителям-антисемитам для нас отвратительна.

Примечательно, что как раз на этой неделе в синагогах будет читаться библейская глава «Эмор», большая часть которой повествует вроде бы о вещах совсем далёких от обсуждаемой темы –– еврейских праздниках и особенностях служения в Иерусалимском Храме, – но в её финале есть два фундаментальных закона, лежащих в основе еврейского мировоззрения, да и, пожалуй, всей современной цивилизации. «Тот, кто поразит животное, должен заплатить выкуп за него, а убивший человека должен быть убит. Один закон будет у вас как для чужака, так и для уроженца, потому что Я – Г-сподь, Б-г ваш», – говорится в Пятикнижии.

Первый из этих законов четко провозглашает, что ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать животное к человеку. Это ни в коем случае не означает разрешения издеваться над собратьями нашими меньшими – наоборот, это категорически запрещается, поскольку животные также являются творениями, способными испытывать самые разные чувства. И всё же приравнивание животных к людям, как показывает опыт истории, отнюдь не повышает уровень гуманизма в обществе. Это не поднимает животных до человека, а, напротив, опускает человека до уровня животного. Низводя заодно и ценность человеческой жизни до ценности животной.

А второй закон носит революционный характер, и до него человечеству пришлось расти даже не столетия, а тысячелетия. Ведь и в Древнем мире, и в Средневековье, да и в Новое время почти во всех уголках Земли дискриминация чужаков – национальных и религиозных меньшинств и мигрантов – считалась чем-то само собой разумеющимся. И ситуация эта стала меняться по большому счёту даже не после Великой французской революции, а только во второй половине ХХ века – после Холокоста.

Но на протяжении трёх тысяч лет – и когда жили на своей земле, и после, оказавшись рассеянными по свету среди народов мира – евреи следовали этому правилу: «Один закон будет у вас как для чужака, так и для уроженца, потому что Я – Г-сподь, Б-г ваш!»

Так получилось, что в последнее время я много занимался исследованием личности основателя хасидизма рабби Исраэля Баал-Шем-Това и был поражен множеством историй, в которых он заботится о соблюдении прав наёмных подённых работников – как евреев, так и неевреев – самого незащищённого что тогда, что сейчас класса.

И провозглашённый в Книге Книг великий принцип равенства всех людей перед этим законом вне зависимости от национальности и вероисповедания декларируется со столь высокой трибуны – самого небесного престола, – становится таким образом выше любых человеческих установлений, поскольку перед Творцом мира равны все творения.

И этот принцип, который евреи распространяли и пропагандировали среди всех народов мира, разумеется, лёг в основу законодательной базы возрожденного в 1948 году еврейского государства. И арабы, и представители других нацменьшинств, живущие в Израиле, прекрасно знают, что не только во всех отношениях являются такими же гражданами, как и евреи, но и при любой попытке ущемления их прав суд, скорее всего, встанет на их сторону – дабы судей не заподозрили в предвзятом отношении. И израильские суды с завидной регулярностью принимают решения в пользу граждан арабской национальности в их конфликтах с гражданами еврейской национальности, лишь бы не создавать повод для обвинений в дискриминации. И в последнее время эта «предвзятость наоборот» стала, к слову, определенной проблемой израильского общества.

Так что в миф о каких-то преступлениях «израильской военщины» против человечества могут поверить только те, кто очень слабо представляет себе, что такое Израиль и на каких ценностях он построен. Но вот тех, кто распускает этот миф намеренно – более чем достаточно.

А палестинским арабам, вынужденным при переходе границы проходить весьма суровые проверки и обыски на КПП, следует благодарить за это своих собратьев, регулярно пытающихся просочиться на территорию Израиля с целью совершения терактов против мирного населения. А Израиль им стоит благодарить за работу, зарплата за которую всегда выплачивается в полном объёме и в положенный срок. И поверьте: что бы там ни говорили международные организации, большинство арабов – благодарят!

Комментарии