Не нужно справедливости

26.10.2007

В первой книге Торы – Берейшит – есть рассказ о грешном городе Содоме (главы 13-14 и 18-19).

Сначала говорится о том, как племянник Авраама Лот поселился в Содоме, несмотря на то, что жители города были «злыми и грешили перед Б-гом». Затем на город напало войско царя Кдорлаомера, и Авраам пришел туда, чтобы спасти Лота; через некоторое время Авраам в разговоре с Б-гом просил Его пощадить Содом ради живущих там праведников, но оказалось, что в этом городе греха нет и десяти праведников. В Содом под видом странников пришли два ангела, которых приютил у себя только Лот. Он же спас своих гостей от жителей города, возжелавших изнасиловать путников. Они же в благодарность спасли Лота и его дочерей от гибели, когда город был разрушен.

Каковы же были грехи Содома? Во многих языках мира название этого города является синонимом разврата. Этот синоним напоминает ситуацию, когда разъяренная толпа окружила дом Лота с требованием выдать им гостей, чтобы их изнасиловать. Но, согласно традиционному мнению Талмуда, Мидраша и комментаторов, грехи Содома заключались в другом. Жители города не были гостеприимными людьми. К тому же, они агрессивно реагировали на любое проявление доброты и сострадания.

В Талмуде сказано: «Люди Содома относились плохо только к тому добру, которое им дал Б-г… Они говорили: до тех пор, пока в городе есть хоть кусок хлеба или немного золота – почему мы должны делиться ими с теми, кто пришел у нас все это забрать? Изгоним же всех путешественников, проходящих через Содом…» Более того, содомиты нашли способ заниматься «благотворительностью»: «Если к нам придет бедняк, каждый житель города даст ему по монете, на которой напишет свое имя, но хлеба ему никто продавать не будет. Когда же бедняк умрет, мы придем к нему и заберем свои деньги». Каждого, кто давал путнику или бедняку хлеба, сжигали на костре.

История Содома рассказана в Торе на фоне праведной жизни Авраама, который представлен как пример доброжелательности и праведности. Авраам отдает окружающим всего себя и в материальном смысле – предлагая путникам еду и ночлег, и в духовном – рассказывая людям о чудесах, которые происходили, когда оно молился за Содом.

Жители Содома не были ворами (в отличие от поколения времен Потопа). Даже присваивая имущество другого человека, они всегда старались действовать «по закону». То есть, их философия на первый взгляд кажется гуманной. В Пиркей Авот сказано: «”Мое – мое, а твое – твое”, – обыватель; некоторые считают, что таким было мнение жителей Содома». Не кажется ли вам это мнение несправедливым? Казалось бы, содомиты всего лишь охраняли свое личное пространство… Нет! Они говорили, что не будут посягать на чужое, и не собирались отдавать ничего своего.

Для любого еврея такое поведение является недопустимым, оно символизирует начало падения.

Янки Таубер

Шейндл Кроль

Tэги: Содом