Top.Mail.Ru

Египетское тепло

28.12.2010

Всевышнему нужно сердце

(Талмуд, тр. Сангедрин 106b)

Триста лет назад Баал Шем Тов использовал это изречение из Талмуда, чтобы вызвать коренное изменение в душах евреев. Он опирался на то, что даже если человек умеет работать руками или обладает недюжинным интеллектом, он все же должен отдать Б-гу часть своего сердца.

В годы становления Баал Шем Това (начало XVIII века) евреи Восточной Европы переживали своеобразный посттравматический стресс. Многовековые преследования евреев и дикие вспышки антисемитизма вылились в погромы Богдана Хмельницкого 1648-1649 годов, в результате которых погибли около 600 тысяч евреев, а выжившие оказались в плачевной ситуации — как в экономическом, так и в социальном отношении. Надежды на лучшее были утрачены в момент казацких погромов.

Затем наступил черед коллективного эмоционального оцепенения. Несмотря на то что большая часть евреев все еще соблюдала религиозные традиции, в основе ритуалов, которым евреи следовали (как правило, механически) были разбитые сердца и незаживающие душевные раны. Сильные чувства хороши только для тех, кто чувствует себя в безопасности и не знает лишений; те, кому нужно выжить, просто стараются прожить очередной день.

Баал Шем Тов (Бешт) целью своей жизни сделал необходимость возродить былые чувства еврейского народа по отношению к Б-гу. Он понимал, что евреи не могли выжить без энтузиазма, преданности идеалам и любви к Б-гу. Если бы у нас не было духовного начала, которое оживляет соблюдение ритуалов и дает запас жизненных сил, мы, вероятно, исчезли бы как народ.

Поэтому Бешт посвятил свою жизнь великой цели: он хотел отогреть оцепеневшие еврейские сердца. Он всегда с большой любовью беседовал с детьми, а их родителям рассказывал поднимающие дух и воодушевляющие истории из Талмуда. Он призывал евреев петь, танцевать и увлеченно молиться. Постепенно их сердца излечивались. Восстановление искренних отношений с Б-гом не несло угрозы и вновь стало для евреев желанным.

Эта история не нова. Находясь в египетском рабстве, евреи оказались в схожей ситуации. Перед Моше Рабейну стоял израненный, разбитый и истощенный народ. Исход из Египта не был обычной эмиграцией; он был гораздо более серьезным психологическим испытанием, связанным с переходом из состояния угнетенного народа к получению прав и возможностей. Евреев можно было вывести из Египта, но как избавиться от Египта в евреях? Моше Рабейну должен был способствовать этому избавлению.

Один из способов «терапии», которым активно пользовался Моше по велению Всевышнего, стали десяти казней. С помощью процесса, состоявшего из 10 этапов, Моше Рабейну ослабил влияние египетской культуры на еврейский народ и начал исцелять еврейские души.

Первый сеанс «терапии» включил в себя превращение вод Нила в кровь. Пока холодные воды Нила в течение семи дней превращались в теплую кровь, равнодушие, с которым египтяне относились к духовности и к людским страданиям, также претерпела ряд изменений. В основе культуры и животных инстинктов египтян находилась река Нил. Египтяне поклонялись реке за живую воду, которая переливалась от одного берега к другому и питала почву. Отливы и приливы Нила были пульсом Египта, обеспечивавшим экономическую стабильность и славу этой великой державы древности. Перед Нилом благоговели все.

И поэтому египтяне были слишком холодны, безразличны и уверены в себе, чтобы думать о неведомом им еврейском Б-ге. «Кто такой ваш Б-г, чтобы я слушал Его? — в гневе кричал фараон Моше и Аарону. — Я слишком велик для вашего Б-га и слишком хладнокровен для того, чтобы думать о тяжелом положении моих еврейских рабов!»

Всевышний повелел Моше исцелить Египет от хладнокровия подрывом основы страны, т.е. Нила, который наполнился теплой кровью. Эта теплота распространилась и на евреев, и на египтян, растопив их холодность и заносчивость.

Исход евреев из Египта стал классическим примером внутренней трансформации. На иврите Египет называется Мицраим (тот же корень имеет слово «мейцарим», означающее «ограничения»). Индивидуальный исход — это продвижение за пределы имеющегося на данный момент состояния и избавление от ограничений прошлого. На следующем этапе исход означает перемещение за пределы эгоцентричного пути к более близкой связи с Б-гом.

Модель Исхода демонстрирует первый шаг на пути к свободе и личностному росту, превращая холодную воду в теплую кровь. Кровь — это жизнь, радость и энергия. Возможно, вы ведете правильный образ жизни, но без тепла все ваши действия станут механическими и их исполнение будет лишь бездушной декорацией.

Каждый день я наблюдаю за Исходом. Поскольку я работаю учителем, то считаю, что моя роль заключается в том, чтобы помогать детям расти эмоционально и духовно через изучение Торы. Моя работа не принесла бы хороших результатов без тепла и любви. В большинстве знакомых мне детей и подростков сухая информация не способна стимулировать изменения. Все они слишком хладнокровны для этого. Но если мы превратим холодную воду в теплую кровь, безразличие станет теплотой и искренностью, почва начнет плодоносить и закипит настоящая работа.Комментарий

Рохл Гольцкеннер

Tэги: ИСХОД
{* *}