Top.Mail.Ru

При чем тут Б-г?

14.01.2011

Возможно ли в одно и то же время быть верующим человеком и эгоистом? Давайте проанализируем отрывок из Торы, предлагающий ответ на этот вопрос. Ваяса Моше эт ха-ам — «И увел Моше сынов Израиля от моря»Комментарий. В тот день произошло великое чудо. Воды моря разошлись, но когда вслед за евреями в море кинулись преследовавшие их египтяне, они утонули. Слово ваяса — «он увел их» — показывает, что Моше Рабейну пришлось силой заставить еврейский народ идти вперед. Но для чего он сделал это? Почему они не могли продолжать свой путь самостоятельно?

По мнению Раши, враги были настолько уверены в победе над евреями, что заранее украсили лошадей и колесницы серебром, золотом и драгоценными камнями. Когда египтяне зашли в море, все эти богатства смыло волнами, а евреи начали их собирать. Именно поэтому евреям не хотелось идти вперед. Но Моше Рабейну сказал, что на горе Синай у еврейского народа назначена встреча с Всевышним. Как лидер своего поколения, он должен был убедить их в необходимости продолжать свой путь.

В книге ЗоарКомментарий приведено еще более интересное объяснение, согласно которому рассечение моря было сверхъестественным процессом. По словам мудрецов, «то, что видели у моря простые работники, не удостоились засвидетельствовать даже великие пророки»Комментарий. По мнению комментаторов Торы, придерживающихся этой точки зрения, евреи были поражены не открывшимися перед ними материальными богатствами, а невероятными явлениями, свидетелями которых они стали.

Как бы то ни было, Моше Рабейну должен был привести еврейский народ на судьбоносную встречу. Возникает закономерный вопрос: если евреи задержались по дороге на Синай из-за открывшихся им богатств, мы можем понять, почему Моше пришлось поторапливать их. Но если причина заключалась в том, что народ Израиля не мог продолжать Исход именно из-за сверхъестественных событий, для чего им вообще нужно было идти в пустыню? Почему евреи не могли оставаться у моря как можно дольше? Ведь чем дольше мы наблюдаем Б-жественное явление, тем лучше!

Дело в том, что так было угодно Б-гу. Синай призывал евреев. Главная цель Исхода и всех чудес, происходивших в Египте и у Красного моря, заключалась в получении евреями Торы на горе Синай. Это было откровение, которое впоследствии указало еврейскому народу его особый путь и смысл существования. Синай олицетворяет нашу миссию в этом мире, нашу истинную цель. У горы Синай мы стали посланниками Б-га на земле. Как бы мы ни трактовали концепцию избранного народа, таковым нас сделало именно пребывание на Синае. Следовательно, об отклонениях с пути на Синай или переключении внимания нет и речи, вне зависимости от их важности.

Оказывается, тот факт, что золото и серебро оказались менее важными, чем Синай, не удивителен. Поражает то, что духовность также уходит на второй план по сравнению с Синаем. Что же представляет собой Синай? Тору. А что такое Тора? Воля Всевышнего. Какова же воля Творца? Какой он хочет видеть нашу жизнь? Все дело в том, что даже самое возвышенное духовное переживание, самое глубокое откровение теряют свою значимость в сравнении с тем, чего от нас ожидает Создатель.

Эта важнейшая мысль заключена в слове ваяса. По-настоящему важна лишь воля Б-га, но не наши устремления. Если нам нужны деньги и бриллианты, а Он хочет даровать нам Тору, мы бросаем все имущество и отправляемся на Синай. И даже если мы тянемся к духовному, а Всевышний повелевает нам идти на Синай, мы исполняем этот наказ, откладывая свои духовные искания на потом.

Я расскажу вам невероятную, но совершенно правдивую историю, случившуюся в одном местечке. Однажды поздней ночью у здания иешивы перевернулась телега. Кучер начал кричать, призывая на помощь иешиботников. Ему была нужна срочная помощь — телега перевернулась, а лошадь застряла в овраге и могла погибнуть. Возница обратился за помощью к учащимся иешивы.

Среди иешиботников начался долгий спор о том, как в таких случаях рекомендует поступать Галаха. Могли ли они прерваться в изучении Торы ради лошади? Ведь изучение Торы приравнивается к исполнению всех заповедей вместе взятых. С другой стороны, лошадь была для этого еврея едва ли не единственным источником существования. Какой же сделать выбор? Когда иешиботники в конце концов решили помочь бедному кучеру, было уже слишком поздно — лошадь пала.

Иногда мы настолько глубоко погружаемся в личные переживания, что становимся эгоистами, пусть и высокодуховными. В итоге, наш выбор — в пользу материального или духовного — теряет смысл. Главный (по сути, единственный) вопрос заключается в том, чего от нас хочет Б-г именно в эту секунду? Где мне надлежит быть и что делать? Поэтому, если вы вдруг оказываетесь в затруднительной ситуации и пытаетесь найти верное решение, задайте себе простой вопрос: какова была бы воля Творца? Если Он и в самом деле хочет, чтобы мы помогли возчику спасти лошадь, значит, так оно и должно быть. Возможно, иногда нам приходится заниматься совсем не духовными делами, но это — правильные поступки.

А если они правильны — значит, наполнены Б-жественным смыслом.

Йоси Гольдман

Tэги: ИСХОД
{* *}