Top.Mail.Ru

Все как один

28.12.2012

И пришел в одно место, и переночевал там,
так как зашло солнце,
и взял из камней этого места,
и сделал изголовье себе, и лег на том месте.
(Берешит 28:11)

И призвал Яаков сыновей своих, и сказал:
«Соберитесь, и я сообщу вам,
что случится с вами в грядущие времена.
Сойдитесь и послушайте, сыны Яакова,
и послушайте Исраэля, отца вашего».
(Берешит 49:1-2)



По пути из Беэр-Шевы в Харан Яаков остановился на ночлег в пустынном месте, где впоследствии был построен Святой Храм, читаем мы на этой неделе в главе «Вайехи». Яаков собрал 12 камней и окружил ими место своего ночлега. Как только Яаков преклонил голову, готовясь заснуть, все 12 камней слились в один.

Спустя годы, уже в Египте, Яаков перед смертью созвал своих сыновей. Братья окружили отца, и их души слились воедино. Они прочли перед ним молитву Шма Исраэль, тем самым убедив отца в том, что будут хранить традиции служения единому Б-гу. Они были одной семьей, с одним сердцем и одной душой на всех.

Когда Яаков собрал 12 камней для ночлега по пути в Харан, их количество послужило намеком на 12 сыновей, родившихся у него впоследствии. Ивритское слово эвен («камень») представляет собой как бы слияние двух других слов: ав («отец») и бен («сын»), поэтому в самом слове эвен мы видим связь отца и сына. 12 камней, собранных Яаковом, слились в один благодаря Б-жественному провидению — и это был намек на то, что сыновья Яакова будут связаны не только с ним, но и друг с другом.

Мы узнаем, что единство народа Израиля отражает единство Творца. В ежедневных молитвах мы принимаем на себя заповедь ахават Исраэль (любовь к ближнему-еврею как к самому себе) перед прочтением молитвы Шма Исраэль, провозглашающей единство Б-га. Несколько раз на протяжении дня мы обращаемся к Всевышнему, прося Его «благословить нас всех, как одного человека».

Очевидно, что для совершенствования наших отношений с Б-гом нам необходимо улучшить отношения друг с другом. Единение на земле (то есть, единение всех евреев) позволяет (и даже требует!), чтобы это благословение распространилось повсеместно. Мы учим, что когда наши предки объединились в идолопоклонстве, последовавшее за этим изгнание было не таким тяжелым по сравнению с галутом, наступившим в результате как отхода от Торы, так и внутренних конфликтов, и длящемся на 1900 лет дольше. Более того, это изгнание сопровождалось походами крестоносцев, инквизицией, Холокостом и другими печальными событиями.

Как же нам добиться единения? Что в действительности означает слияние камней и душ? Для понимания того, что от нас ожидается, нам нужно взглянуть на Того, кому мы должны подражать. Хасидские источники указывают на то, что Всевышний создал наш мир потому, что желал получить место в нем. Возможно, как и я, вы спрашиваете себя: «Какую пользу Он извлек из создания нашего мира?».

Польза эта состоит в том, что если место, которому присуще множество противоречий и разнообразных мнений, может признать Его единство, в признании этом есть нечто более сильное и подлинное, чем просто восхваление Творца. На более глубоком уровне единство Всевышнего выражено в самом существовании такого разнообразия в сотворенном Им мире, и это отражено в нашем единении. Его единство является основой многообразия; наше единство берет в нем начало и поддерживает его. А единство, в основе которого лежит многообразие, гораздо более реально, чем то, которое основано на однородности.

Эту идею можно оценить по достоинству при изучении того, как шло строительство Святого Храма. На Храмовую территорию можно было попасть через одни из 13 ворот — каждые из них были предназначены для определенного колена Израилева, а еще одни, главные, ворота были общими для всех. И эти ворота не были излишеством; очевидно, у использования всеми евреями отдельных ворот, равно как и общих ворот, были свои преимущества. В определенные моменты каждый из нас ищет Б-га, а иногда мы делаем это сообща, как единый народ.

Яаков не использовал для ночлега один большой камень, равно как и не благословил всех сыновей общим благословением. Он собрал 12 камней и дал благословение каждому из 12 сыновей и их потомкам.

В обоих случаях произошло слияние, абсолютное единение. Это единение можно назвать исключительным еще и потому, что в нем присутствовала личностная сила. Сразу после совместного прочтения Шма Исраэль сыновья Яакова вновь стали самостоятельными личностями, индивидуальностями, и каждый из них получил у отца свое благословение, определяющее дальнейший уклад его жизни.

Нам следует научиться жить как с индивидуальными благословениями, так и в сплоченном единении, поскольку они взаимосвязаны и не являются полноценными одно без другого.

Хана Кролл


{* *}