О чем скорбим 9 ава?

05.08.2014

9 ава самая печальная дата еврейского календаря. В этот день были разрушены оба Храма и произошло немало других трагических событий, которые пришлись на полный страданий период изгнания еврейского народа. 9 ава все пронизано скорбным духом: мы читаем книгу Эйха (Плач пророка Ирмиягу) и другие источники, подробно описывающие все эти трагедии, а также соблюдаем множество законов и обычаев о трауре.


9 ава — наш национальный день скорби. В этот день мы на время оставляем горькие воспоминания о погромах, крестовых походах, ужасах средневековой инквизиции и Холокосте, выпавших на долю нашего народа за 2000 лет галута. 9 ава мы скорбим о разрушении Первого и Второго Храмов, и именно отсутствие Храма является причиной наших страданий.

Почему нам так дорого сооружение, построенное в Иерусалиме много веков назад? Неужели отсутствие святого Храма настолько омрачает нашу жизнь?

В Талмуде (трактат Брахот 3а) сказано: «Когда перед молитвой или уроком Торы еврей говорит: "Благословенно великое имя Его", — Всевышний, Благословен Он, в знак согласия отвечает: "Счастлив царь, которого так хвалят в его доме. А как быть отцу, изгнавшему своего сына? И горе сыновьям, которых выгнали из-за стола отца!"»

Эти слова наилучшим образом передают самую суть галута.

Отношения отца и сына основываются на тех же чувствах, что и другие взаимоотношения между людьми — на уважении, любви, заботе и пр. Тем не менее есть существенное отличие. Другие типы человеческих отношений определяются чувствами, которые люди испытывают друг к другу: ты мне нравишься, ты мне небезразличен, поэтому я с тобой дружу. В случае отцов и детей связь обратная — характер отношений определяет чувства: я люблю тебя, потому что ты мой отец/сын.

В отношениях между отцом и сыном присутствуют два аспекта: один из них составляет неизменную сущность отношений, второй — их проявления. Что бы ни случилось, отец всегда остается отцом, а сын — сыном. В нормальных, здоровых отношениях между отцами и детьми их всепроникающая связь выражается в любви, заботе и взаимоуважении.

Всевышний — наш отец, а мы — Его дети. В условиях галута наши отношения с Творцом характерны, скорее, для неблагополучной семьи. Мы были изгнаны из дома Отца, наши отношения с Ним практически сошли на нет. Все ощутимые следы былой связи исчезли. Мы не чувствуем и не видим по отношению к себе любви Б-га, не чувствуем себя на самом деле Его детьми. Мы изучаем Тору и исполняем данные Им заповеди; нам говорят, что таким образом мы поддерживаем с Ним связь, но в сущности этой связи мы не ощущаем.

Разумеется, такими отношения быть не должны, и так было не всегда. Когда-то мы были избалованы любовью нашего Отца, которая выражалась во множестве форм: через пророков, в чудесах, в многочисленных благословениях, в даровании нам земли, текущей молоком и медом. Центром нашей с Ним связи был святой Храм, дом Всевышнего, где Он фактически пребывал среди народа, где Его присутствие было ощутимо. Евреи поднимались в дом Б-га трижды в год, и каждый лично чувствовал присутствие Творца, свою связь с Ним. Затем они возвращались домой, воодушевленные этим переживанием, а их сердца и души с новой силой наполнялись любовью к Б-гу.

Все страдания, выпавшие на долю евреев с того дня, когда был разрушен Храм, стали результатом нашего многовекового изгнания. Когда царский сын живет во дворце и любовь царя к сыну известна каждому, ребенок защищен от происков врагов. Но когда сын изгнан из дворца, он беззащитен.

Вот почему мы скорбим о разрушении Храмов.

И мы твердо верим, что недалек тот день, когда мы вернемся в дом нашего Отца и снова будем согреты и обласканы Его любовью.

Нафтали Зильберберг

Шейндл Кроль