Глаголом жги сердца людей

28.12.2001

?
№ 70
Как говорится в одном еврейском анекдоте, «мамаша, не отвлекайтесь!» — ты же обещал мне помочь разобраться с оглавлением, а вместо этого начал убеждать меня в подлинности Торы и ее продолжений. Ведь мы уже об этом говорили. Лучше ответь на другие вопросы: Сколько книг в еврейской Библии? В какой момент было решено опустить занавес, завершающий эпоху созданий Б-жественных текстов? Кто же из многочисленных авторов и в каком из прошедших столетий понял, что пора поставить последнюю точку?

Слово, обозначающее официальное «закрытие» Библии — Канонизация. Это было решение, принятое многими пророками и мудрецами, в законодательном еврейском традиционном органе получившем название «Великого собрания». Великое собрание представляло собою Совет старейшин и пророков, возглавляемый пророком Эзрой-писцом. В числе его членов были такие известные мудрецы и пророки, как Даниель, Мордехай, Нехемья, Хананья, Мишаель, Азарья и другие. Совет этот функционировал около тридцати лет (340-313 до н.э.) и насчитывал всего сто двадцать членов. В дальнейшем функции этого Совета перенял Синhедрин (Синдрион), который состоял из семидесяти одного мудреца. Странно, что евреи, привыкшие спорить по любому вопросу, приняли это известие без сомнений, протестов и отговорок. Канон или сакральные книги были официально закончены и представляют собой 24 книги, уже написанные к тому времени.

?
№ 71
Слушай, так выходит, что в продолжениях Торы — книгах Пророков и писаниях — как в компьютерной игре, есть «уровни» для тех, кто прошел уже первые два — третий и так далее? И что — эти три уровня можно пройти только в одну сторону? Или можно сразу на какой-то один забраться, на верхний, например, а потом идти в другую сторону?

На заметку эрудиту
«Мою жизнь наполняю смыслом далеко не марксистские учения и не светские философы, а учения пророков Израиля. Этика иудаизма гармонично сочетается с моей христианской верой. Высказывания пророков о справедливости постоянно звучат у меня в голове.»
Мартин Лютер Кинг

Давай закрепим наши знания о том, что мы вообще называем Библией. Коль скоро ты сравнил ее с компьютерной игрой, я начинаю опасаться, что ты меня не понимаешь. Это не те «уровни» с очками и баллами, которые ты набираешь в виртуальном пространстве — тут высота уровня меряется иначе, а каждый текст вообще многомерен, он ни на каком дисплее у тебя не уложится, все сложнее и интереснее, чем на плоскости. Итак — повторим. Еврейское название для всех 24-х книг Библии — Танах (последние два звука это слова ты произносишь так, словно прочищаешь горло, хочешь прокашляться — …АХХЪ). Обозначает оно (слово Танах) три различных категории священных книг, входящих в еврейскую Библию: Т — Тора (Пятикнижие Моисея), Н — Навиим (пророки), К — Ктувим (писания). Таким образом, Танах — обыкновенная аббревиатура. Подобное деление понятия Танах необходимо, чтобы нам — читающим — различать три уровня святости.

Пятикнижие, или Хумаш, книга, обращенная Вс-вышним к людям, прочитывается в синагоге от начала и до конца за годичный цикл 52 недели или чуть меньше. Вторая категория (второй уровень) — Невиим или книга пророков содержит откровение Всемогущего Творца, изложенное и переосмысленное пророками, Б-жественными соавторами. То есть сразу сравни — В ХУМАШЕ — слова напрямую от Б-га, а в книгах пророков — их слова, ВДОХНОВЛЕННЫЕ ВС-ВЫШНИМ, высказанные по его поручению, но слова все же от людей к людям… Ктувим — писания не менее святы, чем предыдущие "уровни", но источник их несколько иной. Их появление связано с более низкой ступенью «откровения» — Руах hа-кодеш (Духу святости).

Существует целый ряд законов, как хранить этих священные тексты. Дело в том, что нельзя класть книгу, например, Ктувим, на книгу Невиим, оставляя нижним (или даже средним ярусом) все пять книг Торы. Сверху на священные книги нельзя класть ничего. Это странный, но согласитесь, интересный закон. Соблюдая его, евреи показывают, что признают за тремя категориями священных текстов равные права на святость. Нет чего-то более или менее значительного. Тем не менее, для евреев важно знать, какой уровень Б-жественности стоит за каким текстом (быть может, когда-нибудь вам придется их раскладывать или переносить или объяснять менее сведущему в этом вопросе человеку). Чтобы у вас был простой путеводитель по книгам, входящим в состав Танаха, вспомните расположение слов:

Кстати
Библия заканчивается рассказом о короле Цирусе, нееврее, который, поверив, признал Б-га создателем неба и земли. Когда все населяющие планету уподобятся Цирусу в своем поклонении Творцу, только тогда евреи будут считать Библию окончательно завершенной.

Тора
Берейшит
Шмот
Ваикра
Бемидбар
Дварим

Невиим
Иеhошуа
Шофтим (Судьи)
Шмуел I-II
Мелахим I-II (Цари)
Йешая
Иеремеяhу
Иехезкиль
Терей-Асар (12)

Ктувим
Теhиллим
Мишлэй
Иов
Мегилот
Даниель
Эзра
Нехемия
Диврэй hа-ямим I-II

?
№ 72
Красиво, ничего не скажешь. Как на лекции по античной литературе побывал — давно забытое ощущение. Но знаешь — честно скажу, чем дольше я тебя слушаю, тем меньше понимаю одну вещь, чисто личного свойства. Понимаешь, неясно, как мне разглядеть себя — маленького, обычного любопытного человека за всей этой стопудовой мощью книг и знаменитых личностей, про которых там речь: Судьи, Цари, Притчи, Книга Иова… — а где тут — ну, как тебе сказать — частичка читателя, где он себя может узнать во всем этом великолепии, среди этих красот и древностей?

Когда Хаим Вейцман (первый президент государства Израиль) пытался объяснить, кто такие евреи, он сказал: «Мы не только сыновья коммерсантов, мы были и остаемся правнуками пророков». Светский мир гордится своими правителями — королями, царями, президентами, премьер-министрами. Для евреев же предмет гордости — тот, что их фамильное древо в своих корнях содержит высокую концентрацию святости — праотцов, научивших человечество справедливости, вере во всеобщее братство и в то, что когда-нибудь Вс-вышний станет королем во всей Вселенной и «В тот день Господь будет признан единственным Б-гом, и лишь Его имя будет у всех на устах».

Среди всех пророков, я выбрал пять, которые как мне кажется особенно близки нам. Именно о них у нас пойдёт дальше речь. Странно или закономерно, но слова этой «пятерки» не потеряли актуальности по сей день.

Вот ты говоришь — красоты, древности.… А ты слышал историю о том, как ведет себя с великими мира сего обыкновенный еврейский пророк, по имени Натан? Ведь это мог быть и твой прадедушка, в каком-то смысле, президент Израиля г-н Вейцман не ошибся, говоря, что мы с тобой в одинаковой степени «правнуки пророков». Не слышал?…

?
№ 73
Нет, Натаном и, правда, звали моего дедушку. Правда, он был профессор, а не пророк.… А что у него за тезка такой в Библии?

Так послушай — и ты поймешь, что все это гораздо ближе к нам, чем кажется тебе. Свидетелем ужасного преступления стал пророк Натан. Хуже всего, что одним из участников был сам царь Давид.

Будучи пророком, Давид знал, что наследником его престола будет сын, рожденный им от Батшевы, знаменитой женщины, известной многими своими достоинствами, особенно своей непревзойденной красотой. Однако Давид узнал, что она замужем за одним из командиров армии по имени Урия, который служил под командованием Иоава. В те времена было принято давать развод женам уходящими на войну мужьями для того, чтобы в случае, если муж будет считаться пропавшим без вести, жена его смогла выйти замуж вторично.

Согласно этому обычаю, Урия развелся с женой перед уходом на войну. Давид же пожелал сразу жениться на Батшеве. Он вызвал Урию к себе, и в происшедшем между ними разговоре Урия оскорбил царя. За это Урия мог быть отдан под суд и приговорен к смерти. Но Давид боялся, что могут посчитать это за средство, примененное им с целью избавиться от соперника. Поэтому он разрешил Урие вернуться на поле боя и одновременно дал указание Иоаву не рисковать жизнью других воинов для спасения жизни Урии, если в том окажется необходимость, так как по существу Урия достоин смерти. Иоав выполнил это указание, и Урия пал в бою. После этого вдова Урии стала женой Давида. Но Давиду пришлось вскоре убедиться, что смерть Урии сильно разгневала Вс-вышнего.

Демократии еще не изобрели, слова «импичмент» тогда никто не слышал. В любом другом обществе представить последствия преступления именно так, как они произошли, трудно. И вот человек из народа пошел к царю и в лицо прямо обвинил его в аморальном поведении. Человеком из народа как раз и был пророк Натан. Его историю можно рассматривать как пример необычайной храбрости. Натан сказал Давиду: «Мне нужен твой совет. Было в городе два человека — богач и бедняк. У богача были тысячи голов скота, у бедняка — один маленький барашек, которым он очень дорожил, заботился о нем, как о члене семьи, как о ребенке. Делил с ним и хлеб, и воду, и, если случалось — молоко, даже спали они рядом. Однажды к богачу пришел странник. Для гостя положено сделать ужин, но богач не хотел резать животных своего стада, поэтому он силой отнял того самого любимого барашка у бедняка. Как же нам рассудить этих людей?» Давид страшно разгневался: « человек, совершивший это должен, умереть». На это пророк Натан ответил, что царь Давид и есть тот самый человек, погубивший своего соперника. Пророк Натан не боялся царя. Голос веры был в нем сильнее голоса разума. Иными словами, человек духа не испугался человека «меча». Натан для нас свидетельство не только того, что «сильные мира сего» иногда совершают грубейшие ошибки, но и того, что мы не должны пасовать перед злом. Не имеет значения ни должность преступника, ни его счет в банке. «Натан выиграл, и вы не должны терпеть и отмалчиваться», — учит нас из этой истории Танах. Царь признал вину, раскаялся, просил прощения у Вс-вышнего, и был прощен Им.

?
№ 74
А еще что-то такое, ну, знаешь, близкое к нам, живое, не каменное, есть в историях пророков?

Еще сколько! Пушкина читал? Стихотворение «Пророк» помнишь? Это где «шестикрылый серафим» кому-то вырвал «грешный мой язык», вставил туда «жало мудрыя змеи», и велел кому-то, чтобы он шел «глаголом жечь сердца людей». Но дело не в том, что Пушкин просто первый раз на нормальном русском языке это сказал, а в том, что он изложил реальную историю одного живого и очень близкого к нам еврейского пророка по имени Ишая (Исайя). Так вот…

ООН (Организация Объединенных Наций) — всемирно известное сообщество (разумеется, конечно, не из-за хороших отношений с Израилем и не из-за скандальных резолюций по палестинской проблеме, за которые ей уже самой стыдно, хотя она их не отменяет…).

В тот момент, когда ее основатели подыскивали девиз, отражающий сущность и направление деятельности компании, они не нашли ничего лучше, чем цитата из «наследия» пророка Ишаи: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Однако, по дипломатическим соображениям, автор жизнеутверждающей строки остался в тени истории. Что ж, может, для «нелюбителей» священных еврейских текстов так лучше и легче — воспринимать анонимную информацию.

В девизе из пророка Исайи ООНовцы упустили как раз самое важное, то, чем мы гордимся. Кроме строк, в которых сказано о завершении всех войн и о наступлении «эры милосердия» — когда люди «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы», там есть еще кое-что. Ишая объявил невозможное — возможным, показал, что у каждого из нас своя роль в ускорении этого процесса.

Пророк подчеркивал именно силу и значимость одного человека и влияние каждого на будущее мира и Вселенной. Общество может меняться от позитивных мыслей и добрых поступков отдельно взятого существа. Как мы создаем новый мир? Меняя себя. «Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдов, если буду грехи ваши красны как пурпур, то станут белыми, как снег», — суть его обращений к людям. От качественных перемен в одном человеке все общество станет качественно лучше. Общество всего лишь набор «духа, сомнений, характера (вставьте любые качества на выбор) помноженный на количество его составляющих людей.

Особое внимание уделял Ишая проповедям, поучениям еврейскому народу, в которых он убеждал евреев соответствовать своему статусу — духовно быть народом, достойным Вс-вышнего.

Тот завет евреев и Творца, заключенный на горе Синай, дал много обязанностей нашему народу. Ишая говорил, что у евреев особая миссия, быть «ор-ла-гоим» (светом для других народов). Таким идеям, как вышесказанная, нужен соответствующий им «проводник», вестник. Ишая им и был. А евреи, действительно, полагают, что Б-жественное откровение дает им особую роль в мире.

?
№ 75
Даёшь Пророков хороших и разных! ХОЧУ ЕЩЁ! Расскажи — ведь их же 12 и 12 — там должно быть много увлекательного, в их историях!

Кстати
Иеремияhу не только плакал, стенал, жаловался и порицал. Одним из его предсказаний было то, что в Иерусалиме, когда-нибудь будут слышны песни счастья и радости на улицах, и, что в этом святом месте будут еще раздаваться звонкий смех женихов и невест. Эти слова поются на каждой еврейской свадьбе.

Изволь. ВОТ ЕЩЕ ОДИН ПРОРОК, чье имя совершенно случайно попало в русскую присказку про Фому и Ерёму. На самом деле его зовут чуть иначе: Иеремеяhу. Певец горя народного — это часто употребляют по отношению к поэту Некрасову, который писал стихи о крепостных русских крестьянах. Так он просто бледный фотоснимок с оригинала, который старше его на пару-тройку тысяч лет! Вот уж кто певец так певец… горя народного. И уж где горе, там горе — это вам не крепостное право…

Понятно, что никто не любит получать плохие новости. Так же, как и любители их доставлять вряд ли отыщутся. Определенно, Иеремияhу не был счастлив от своей небесной миссии — служить предвестником бед. И в то же время, этот пророк — вечное напоминание нам о том, что несчастья следует принимать достойно, т. е. действовать: реально разрешать свалившиеся на голову проблемы. «Поза страуса» — единственное, чего никогда не прощают нам обстоятельства.

Если бы люди были чуть внимательнее и могли прислушаться к сказанному Иеремияhу, они бы не пали так низко. Пророк говорил о том, что военные поражения и катастрофы являются следствиями духовного обнищания евреев, их аморального поведения. Праведность и смирение, жизнь по заповедям значат больше, чем сильная армия. Разрушение Первого Храма (согласно еврейским источникам это произошло в 423 г. до н. э.) — самое лучшее и самое ужасное доказательство правды его предсказаний. Гибель Первого Храма — последствие того, что евреи ничего из сказанного пророком не услышали. Глухота человеческого духа и по сей день ни к чему хорошему не приводит.