Top.Mail.Ru

Плохой хороший человек

28.04.2009

«Как вы считаете, лучше, если еврей соблюдает Шаббат, кашрут и другие заповеди, но при этом непорядочно ведет себя с другими или же он — хороший человек, но от религии далек?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Арон Мосс:

Все мы встречали немало прекрасных людей, которые не имели никакого отношения к религии, и множество непорядочных, скрывающихся за фасадом мнимого благочестия. Для кого-то важнее иметь хорошие отношения с Творцом; другие же предпочитают поддерживать добрые отношения именно с людьми. И не нам судить, что лучше — такие решения принимает сам Всевышний. Мы должны сделать свой выбор и решить, что подходит лично нам. Так ли уж важны ритуалы, если исполняющий их — злой и сварливый человек? А если добро основано на отношениях с людьми, а не с Б-гом, оно от этого теряет в «качестве»? С точки зрения еврейской морали, религиозность и добро не могут существовать друг без друга. Ритуал, совершение которого не дополнено человеческими чувствами, не имеет смысла; а добро без духовности ограничено.

Если еврей способен служить Б-гу — истово молиться, блюсти законы кашрута, отмечать все праздники — и при этом непорядочно себя вести по отношению к другим людям, то это случай «дисфункциональной религии». Если вы по-настоящему любите Б-га, то и ко всем Его детям должны относиться с любовью! В противном случае служение Всевышнему просто лишено смысла. Но справедливо и то, что добрый и заботливый человек, не думающий о духовности, может быть прекрасной личностью, но она будет лишена очень важного — элемента души.

С точки зрения «исключительно гуманистической», я это я, а вы — это вы. Да, мы любим друг друга, но всегда сохраняем определенную дистанцию. Если я добр по отношению к вам, это все равно означает, что «я» изо всех сил стараюсь угодить «вам». Но с позиции души, мы все — единое целое. Наши тела существуют отдельно друг от друга, но между душами всегда держится незримая связь — потому что все мы являемся частью единого Б-жественного источника. Поэтому то добро, которое я выказываю по отношению к вам, так же естественно и неподдельно, как и добро, с которым я отношусь к самому себе.

Все традиционные ритуалы иудаизма — средства, помогающие нам лучше почувствовать объединяющую всех нас духовную связь. Конечно, и в религиозной среде встречаются мизантропы. А вы представьте на минуту, насколько ниже они опустились бы, не будь в их жизни религии.

Немало прекрасных людей нерелигиозны. Но их добро было бы бесконечно глубже, если бы они больше думали о важности духовной составляющей всех их поступков и претворяли ее в жизнь.

{* *}