Top.Mail.Ru

Изменившая голос Свободы

13.01.2012

В Нью-Йорке открылась выставка, посвященная жизни и творчеству выдающейся американской поэтессы Эммы Лазарус, чьи слова выбиты на статуе Свободы, ставшей символом надежды для миллионов прибывавших в США иммигрантов.

Выставка под названием «Эмма Лазарус. Поэт изгнания», приуроченная к 125-летию установки статуи Свободы, открыта в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке.

А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!

Этими словами (в переводе на русский язык Владимира Лазариса) заканчивается сонет Эммы Лазарус «Новый Колосс», выгравированный на пьедестале статуи Свободы. Стихотворение было написано Лазарус под впечатлением от знакомства с еврейскими иммигрантами из Восточной Европы — можно сказать, беженцами от погромов, прокатившихся по царской России в начале 80-х годов XIX столетия. «Многие знают Эмму Лазарус только по стихотворению, выбитому на статуе Свободы. Надеюсь, наша выставка поможет посетителям больше узнать об этой незаурядной личности», — говорит куратор выставки Мелисса Мартенс.

В числе экспонатов выставки — тетрадь с рукописью «Нового Колосса» и письмо Джорджа Вашингтона евреям Ньюпорта, Род-Айленд (1790), в котором провозглашается принцип равенства в Соединенных Штатах всех конфессий. Письмо принадлежало Мозесу Сейшашу, предку Эммы Лазарус.

Вниманию посетителей представлена также переписка Лазарус с известным поэтом и эссеистом Ральфом Уолдо Эмерсоном, который был ей одновременно близким другом и бескомпромиссным критиком.

К кругу общения Эммы Лазарус принадлежало большинство крупнейших литераторов и деятелей искусства США периода после Гражданской войны. Она общалась и переписывалась с идеологом аболюционизма Томасом Уэнтвортом Хиджинсоном, который был ее ментором. Значительное влияние на личность Эммы оказало знакомство с Генри Джорджем, политэкономом, публицистом и политиком. «Под влиянием Джорджа в творчестве Лазарус усилились социальные мотивы. Она осознавала актуальность проблемы отчуждения в буржуазном обществе», — говорит Мартенс.

Лазарус, родившаяся в богатой семье плантаторов сефардского происхождения, не была религиозной, ее окружение составляли преимущественно неевреи. Однако в ее творчестве заметно чувство сопричастности к судьбе еврейского народа. «Лазарус была в одно и то же время своим и чужаком в современном ей обществе. Она вполне на равных входила в круги художественной богемы, однако в силу своего еврейского происхождения остро чувствовала свое отличие», — продолжает Мартенс.

В последние годы жизни (1882-1887) Лазарус много общалась с недавно прибывшими еврейскими иммигрантами из России. Этому эпизоду в биографии посвящены ее статьи и эссе. В одной из статей утверждается, что евреи, в той же степени, что и другие нации Европы, недавно получившие суверенитет (греки, румыны, болгары, сербы), имеют право на собственное государство.

В 1883 году писательница Констанс Керри Гаррисон обратилась к Лазарус с просьбой написать стихотворение для статуи Свободы, которая была подарком США от правительства Франции. В результате был написан сонет «Новый Колосс». В 1887 году Эмма скончалась от рака, а в 1903-м табличка с сонетом была укреплена на статуе Свободы.

«Это стихотворение содержит в себе в одно и то же время приветствие и протест. Оно меняет голос статуи, делая ее настоящей американкой», — считает Мелисса Мартенс.

Роберт Берг

{* *}