Top.Mail.Ru

«Ее можно назвать египетской Бейонсе»

01.05.2014

С творчеством певицы Умм Кульсум, получившей прозвище «Египетская сирена», знакомы многие. Спустя более трех десятилетий после смерти Кульсум ее считают самым выдающимся арабским исполнителем XX столетия. Другая певица, блиставшая на египетской эстраде накануне революции 1952 года, — Суад Заки — незаслуженно забыта.


Если бы политическая история Египта сложилась иначе, Суад Заки, возможно, завоевала бы не меньшую популярность, чем Умм Кульсум, пишет издание The Times of Israel. Но поскольку в египетском обществе возобладали националистические и антисемитские тенденции, Заки, не скрывавшая своего еврейского происхождения и симпатий к сионизму, была вынуждена отказаться от карьеры эстрадной певицы и эмигрировать в Израиль, где ей пришлось работать уборщицей в тель-авивском банке.

После недавней египетской революции, свергнувшей режим Хосни Мубарака, возник интерес к популярным некогда деятелям культуры еврейского происхождения, которые блистали накануне предыдущего переворота, положившего конец монархии. В среде египетских меломанов вспомнили, например, о Лейле Мурад, считавшейся голосом антимонархической революции 1952 года. Чтобы сохранить карьеру и брак, Мурад, польско-иракская еврейка, была вынуждена принять ислам. Израильская общественность узнала и о Фаизе Рушди, другой египетской певице-еврейке, уехавшей на историческую родину после того, как 10 лет назад ее дочь Яффа Тусия-Коэн выступила с моноспектаклем о судьбе своей матери.

Однако имя Суад Заки было предано в Израиле практически полному забвению — о ней помнят лишь самые преданные поклонники арабской музыки. «Ее можно назвать египетской Бейонсе своего времени, — говорит 69-летний сын певицы, Моше Заки, психолог из Хайфы. — На каирском радио она была на втором месте по популярности после Умм Кульсум».

Внук Суад Заки, 39-летний Ури, вспоминает, что его бабушка очень вкусно готовила, смотрела египетское телевидение и говорила на смеси иврита и арабского. «Но я никогда не слышал, как она поет», — сетует Ури. Между тем на протяжении 20 лет после репатриации Суад Заки выступала вместе с оркестром арабской службы «Коль Исраэль» под руководством Зузу Мусы. Поскольку платили там недостаточно, Заки, мать-одиночка, подрабатывала уборщицей в банке, где ее знали под именем Мазаль: Суад взяла себе псевдоним, чтобы никто не узнал, что звезда эстрады моет полы.

Суад Заки родилась в 1915 году в Каире в буржуазной семье. Когда заболел отец и материальное положение семьи ухудшилось, Суад пошла на сцену, чтобы поддержать родителей и шестерых младших братьев и сестер.

Поначалу еврейское происхождение Суад не создавало особых проблем. Песни для нее писали известные египетские композиторы, среди которых были и мусульмане, и евреи. В 24 года она вышла замуж за Мухаммеда Элаккада, известного музыканта, игравшего на кануне (традиционном восточном щипковом инструменте наподобие арфы). «Родственники Суад были не в восторге от того, что она вышла за мусульманина, но, зная ее непокорный характер, ничего не могли поделать. Мои отец и мать уважали религиозные традиции друг друга, — рассказывает Моше Заки. — Суад была настолько популярна, что ею гордилась вся страна, и даже в период всплеска антисемитизма ее еврейство не было проблемой. Она была настоящая мутреба (по-арабски “дива”)».

Однако из-за ухудшения социально-политической обстановки и роста национализма в стране Заки и Элаккад приняли решение эмигрировать в США. В 1950 году Элаккад отправился туда первым, чтобы все подготовить для приезда жены и сына. Вскоре до Суад дошли слухи, что в Нью-Йорке у ее мужа появилась другая женщина, в связи с чем певица вместе с сыном и родственниками решила репатриироваться в Израиль. Будучи известной персоной, она не могла уехать прямиком в Израиль, как это делали другие евреи. Поэтому ей пришлось сначала выехать в Швейцарию (якобы в отпуск) и уже оттуда через Италию перебраться в еврейское государство.

В Израиле жизнь певицы резко изменилась. Сначала Суад и Моше поселили в транзитном лагере на юге Тель-Авива, затем выделили им государственное жилье в городе Ор-Йехуда. Заки работала не покладая рук, чтобы сын мог учиться в престижной школе в Яффо, где преподавание велось на французском языке. В итоге Моше защитил во Франции докторскую диссертацию и стал известным психологом. «Моя мать понимала, что самой ей в Израиле ничего добиться не удастся, поэтому она все вкладывала в меня, чтобы я мог занять приличное положение в обществе», — говорит Моше.

Когда ей было уже за 70, Суад воссоединилась со своим бывшим мужем Мухаммедом Элаккадом и переехала к нему в США. Они вместе прожили в Нью-Йорке семь лет, а затем вернулись в Израиль. Мухаммед умер в 1993 году и похоронен на мусульманском кладбище в Хайфе. Суад пережила его на 11 лет.

В 50-60-х годах Суад Заки записала на израильском радио около 200 арабских песен, но в то время музыкальный стиль мизрахи и арабская культура в целом еще не пользовались в Израиле большой популярностью.

В Египте после эмиграции Суад все ее записи были уничтожены. Лишь благодаря тому, что несколько копий фильмов с ее участием были проданы за границу, мы можем оценить сегодня талант этой женщины, заслужившей неофициальное звание египетской дивы, пишет The Times of Israel.


Николай Лебедев

{* *}