Top.Mail.Ru

Женщина Судного дня

11.10.2023

Тела детей, солдаты в окопах, взрывы ракет – это про Израиль, но 50 лет назад. Как Голда Меир провела страну через войну.

«Голда. Судный день» уже больше месяца прокатывается в России, но касса у картины до сих пор довольно скромная – около восьми миллионов рублей. Хотя нынешние трагические события в Израиле доказывают, что «Голда» заслуживает куда большего внимания. Дело в том, что фильм американо-израильского режиссера Гая Наттива снят о таком же внезапном нападении на еврейское государство, вошедшем в историю под именем Войны Судного дня.

Голду преследовали голоса умирающих солдат

Голду преследовали голоса умирающих солдат

Однако ценность этого проекта не только в художественном пересказе событий 1973 года. Режиссер вынуждает зрителя смотреть на происходящее глазами пожилой женщины – уже очень больной, но с ясным рассудком. Такой была на тот момент премьер-министр Израиля Голда Меир. Судя по некоторым отзывам, не каждый зритель готов на такой подвиг: «Голду» называют скучным, монотонным и одновременно слишком напряженным фильмом. Хотя Гай Наттив никогда и не снимал развлекательное кино. Его занимают острые, максимально некомфортные темы.

Режиссер Гай Наттив с актрисой Хелен Миррен

Режиссер Гай Наттив с актрисой Хелен Миррен

В 2018 году режиссер получил «Оскара» за свою короткометражку «Кожа» о семье белых американских расистов. Тогда же вышла его одноименная полнометражная драма по реальной истории бывшего скинхеда Бриона Уайднера. А последний фильм Наттива «Татами» создан в тандеме с актрисой и режиссером Зарой Амир Эбрахими и рассказывает о ливанской дзюдоистке, которую шантажирует правительство. Во всех случаях для Гая Наттива было важно показать невыносимо сложную ситуацию изнутри. Так что «Голда» идеально вписывается в этот ряд.

Режиссер Гай Наттив на съемочной площадке

Режиссер Гай Наттив на съемочной площадке

Гай Наттив – не первый режиссер, взявшийся снимать о железной леди Израиля. Самым масштабным проектом о ней был мини-сериал 1982 года «Женщина по имени Голда», где свою последнюю главную роль исполнила Ингрид Бергман. Также героиня Меир появляется в немецком фильме «21 час в Мюнхене», в канадском «Мече Гидеона» и в «Мюнхене» Стивена Спилберга.

Голда рвется сохранить молодой Израиль

Голда рвется сохранить молодой Израиль

В фильме «Голда. Судный день» рефреном становятся визиты израильского премьер-министра в больницу: у нее обнаружили лимфому. Чтобы остаться незамеченной, героиня вынуждена добираться до кабинета МРТ через морг. И каждый раз на полках этого мрачного помещения появляется все больше мертвых тел. У Голды Меир нет ни малейшего шанса абстрагироваться от военных потерь, как это часто делают чиновники. Да она к этому и не стремится: методично уточняет число погибших в очередном бою и заносит цифры в маленькую записную книжку. Голда должна знать точную цену войны. Единственное, что выдает бессознательное желание этой женщины отстраниться от ситуации – это ее непрерывное курение. Во время военного совещания, в постели, в больнице – вообще везде Голда безостановочно курит. Как будто сигаретный дым может скрыть ее от навалившихся бед.

Голда знала точную цену войны

Голда знала точную цену войны

Сыграла главную роль блистательная Хелен Миррен – основательный грим, конечно, её совершенно преобразил. В кадре ей пришлось носить ортопедическую обувь и специальные накладки, чтобы ноги выглядели опухшими. По её словам, глубже понять свою героиню – о которой она раньше не знала почти ничего – помог возраст: 77-летняя Миррен сыграла 75-летнюю Меир. Да и к ролям женщин во власти актрисе не привыкать – в ее обширной фильмографии три английские королевы и российская императрица. Впрочем, жизнь Голды была далека от королевской: одежда героини крайне скромна, а занимаемая ею высокая должность как будто и не дает никаких привилегий, только лишь тяжкое бремя государственных и военных забот.

Грим изменил Хелен Миррен до неузнаваемости

Грим изменил Хелен Миррен до неузнаваемости

В фильме – как и в жизни – Голда Меир ни при каких обстоятельствах не перестает быть обычной женщиной и бабушкой. На своей кухне чуть ли не насильно кормит борщом госсекретаря США Генри Киссинджера, предлагает домашнее угощение израильским генералам, бережно общается с паникующим министром обороны Моше Даяном. В фильме отлично показано, что нет никаких противоречий между полом премьера и огромной ответственностью перед страной. Да и физическая немощь Голды лишь подчеркивает необыкновенную силу ее духа. По словам актрисы, она помнит день, когда ее героиня заняла высокий пост: «Я испытала чувство триумфа, удовлетворения и трепета оттого, что женщину выбрали руководить страной».

На Голде тяжкое бремя военных забот

На Голде тяжкое бремя военных забот

Гай Наттив пригласил на главную роль именно Хелен Миррен, явно рассчитывая на новый «Оскар». Вероятнее всего, фильм действительно окажется среди номинантов и будет соперничать в том числе и с тяжеловесом кинематографического 2023 года – «Оппенгеймером» Кристофера Нолана. Да, весовые категории, как и бюджет, у этих картин разные, но есть у них и много общего, начиная с жанра и заканчивая некоторыми деталями. В кино Голду Меир, как и Роберта Оппенгеймера, мучают видения. Беспокойный ум ученого терзают неразгаданные тайны Вселенной, а премьер-министра Израиля преследуют голоса умирающих солдат. Оба они страшатся последствий своих решений. Голда Меир в случае провала рискует лишиться своей страны, а Оппенгеймер ставит под угрозу существование мира. Ими во многом движет одержимость, с той лишь разницей, что Голда рвется сохранить молодое еврейское государство, а Оппенгеймер – реализовать свои амбиции физика. В конце концов они оба вынуждены предстать перед государственными комиссиями. И оба лишаются своих позиций.

Голда показана и как женщина, и как лидер страны

Голда показана и как женщина, и как лидер страны

При всей схожести фильмов «Оппенгеймер» представляет собой сложную, хитроумную и тщательно продуманную конструкцию, от которой при всех ее достоинствах веет промышленным холодком. «Голда» же явление совсем другого порядка – это не только более скромное, но и куда более человечное кино.

Вита Владимирцева

{* *}